Из цикла «До Потопа и после», темы: Сотворение мира, Шабат, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ШАБАТ
Стать незаменимым инструментом в этом процессе предстояло завершающему аккорду Творения — Шабату.
В отличие от остальных дней Творения, на седьмой день, то есть в Шабат, не было создано ни одного материального объекта. Законы природы, весь мир были завершены за шесть предыдущих дней. В седьмой день случилось кое-что другое: заработал закон, имеющий неоценимое значение для существования мира.
Начиная с первого Шабата и доныне, в каждый седьмой день недели на мир воздействует особая духовная сила, способная возвысить, как тело, так и душу человека, добавляя к ним особый духовный свет, как бы смягчая уравновешивая их.
Погружённый в земные, утилитарные заботы, человек в течение недели мало-помалу теряет духовный заряд, влияние б-жественной души ослабляется. Ведь душа, также как и тело, нуждается в пище, и без духовной «подзарядки» испытывает голод и погибает. Шабат — та самая энергия, которая, помимо первоначального импульса, питает мир, и, при правильном использовании, может поднять человека на новую духовную ступень.[1]
Влияние этой силы проявляется снаружи и внутри человека.
Внешне это выражается в особом покое, умиротворении, позволяющем человеку вырваться из будничного напряжения, что почти невозможно в другие дни. Внутреннее же воздействие — это отрешение от ограниченного материального восприятия и переход на рельсы ничем не стеснённого духовного зрения.
На заре своего существования человечество не использовало мощный потенциал Шабата. Долгие годы эта сила, эта энергия не находила пристанища и пропадала зря. Только с появлением на исторической сцене еврейского народа прекратилось это недопустимое расточительство. Шабат стал неотъемлемой частью духовного и физического существования Израиля.
Существуют два уровня, две системы координат, в которых действует всё в мире. Первая из них — естественный привычный порядок, когда одно событие логически следует из другого, когда результат действия сил в мире понятен и предсказуем. Но есть и другой подход — противоположный первому, когда мир, на какое-то время как бы выходит за рамки законов природы и управляется тем, что принято называть чудесами. В Шабат как раз и происходит этот переход, когда привычный ход жизни становится неподвластным будничному расписанию.[2]
[1] Бейца, 15
[2] Толдот Ицхак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»