Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об аспекте обновления в этом мире и в мире будущем

Сказал рабан Гамлиэль: как каждый месяц луна освящается и обновляется в этом мире, так будет освящаться и обновляться еврейский народ в будущем. Сказано: «Говори всей общине Израиля и скажи им: “Будьте святы, потому что свят Я, Бог ваш”»[1]. Сказали мудрецы: в будущем небо и земля обновятся, как сказано: «И будут свернуты, как свиток, небеса»[2]. Как человек читает свиток и сворачивает его, так и Всевышний в будущем свернет небеса. А землю Всевышний сложит, как человек складывает снятую одежду, а затем обновит и вернет ее на место, как человек, который расправляет сложенную одежду, как сказано: «А земля износится, как оде-жда»[3]. Всё живое на земле почувствует вкус смерти на два дня, и никого не будет на земле, как сказано: «И все находящиеся на ней тоже умрут»[4]. А на третий день Всевышний оживит их и поставит пред Собой, как сказано: «На третий день поднимет Он нас, и будем мы жить перед Ним»[5].

Сказал раби Элиэзер: всё небесное воинство в будущем обновится. Сказано: «И все воинства их увянут, как увядает лист винограда»[6]. Когда у винограда или инжира увядают листья, они стоят высохшие, но потом снова цветут и отращивают новые листья. Так и всё небесное воинство возродится и обновится на небе. И Бог создаст мир, в котором больше не будет голода, эпидемий и новых бед, и сказано: «Вот Я создаю новые небеса и новую землю»[7].

Сказал раби Янай: все небесные тела обновляются каждый день (не только в будущем). Когда солнце клонится к западу и его лучи

соприкасаются с водами океана, это подобно тому, как человек гасит свечу в воде — вода гасит свет лучей. Всю ночь солнца не видно, пока оно не достигнет востока. А когда солнце находится на востоке, оно окунается в огненную реку, и это похоже на то, как человек зажигает свечу от огня — солнце разжигается вновь и поднимается, чтобы освещать землю. И так мироздание обновляется каждый день. К вечеру луна, звезды и созвездия окунаются в ледяную реку и поднимаются ввысь, чтобы освещать землю. А в будущем Всевышний обновит их и добавит им света. И луна будет светить, словно солнце, а солнце — в 343 раза сильнее, чем сейчас, как сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет намного сильнее»[8].

Сказал рабан Гамлиэль: в шабат в жертву всесожжения приносят двух ягнят, а в новомесячие в жертву всесожжения приносят двух быков. В обоих случаях приносятся два животных, что соответствует этому миру и будущему миру. Затем в новомесячие приносят в жертву одного барана и одного козла — эти животные приносятся по одному, чтобы напомнить, что Бог один. «Семь годовалых ягнят без изъяна»[9] — это соответствует семи планетам, которые в будущем исчезнут и снова появятся, обновившись, как обновляется луна в новомесячие, как сказано: «Это — жертва всесожжения, (приносимая) каждый месяц»[10].

Сказал раби Зехарья: после описания жертвы всесожжения для новомесячия сказано: «И один козел для грехоочистительной жерт-вы»[11]. Когда Бог сотворил мир, он создал два больших светила, как сказано: «И сотворил Бог два больших светила»[12]. Затем Он одно из них увеличил, а другое уменьшил. Луне стало обидно, что Бог сделал ее меньшим светилом. Поэтому еврейский народ приносит в новоме-сячие грехоочистительную жертву в дополнение к жертве всесожжения. Всевышний сказал: «Этот козел будет Моим искуплением за то, что Я уменьшил луну».

Сказал раби Элиэзер: в будущем Храм поднимется и обновится. О нем сказано: «Вот Я делаю новое, ныне возникнет оно, ведь вы его

узнаете»[13]. Врата Храма, которые ушли в землю, поднимутся, обновятся и встанут каждые на свое место. Ворота внутреннего двора, направленные на восток, были закрыты в течение шести дней недели. В шабат они открывались сами, как сказано: «Так сказал Бог: “Ворота внутреннего двора, обращенные к востоку, будут закрыты в шесть дней трудов, а в шабат и в новомесячие откроются”»[14].

Сказал раби Йеуда: в шабат и новомесячие было так — евреи стояли и смотрели, как ворота раскрываются сами по себе, и знали, что наступил шабат. Они освящали субботний день, а после них его освящали и на небесах. То же самое происходило и в новомесячие — евреи видели, что двери сами раскрываются, и знали, что народился новый месяц. Они освящали его, а потом его освящали на небесах, ведь знак исчисления новолуния был передан еврейскому народу. Когда евреи видели раскрывающиеся врата Храма, они знали, что Шхина Всевышнего пребывает там, как сказано: «Бог Воинств! Кто подобен Тебе и мощи Твоей?»[15] «Сказал мне Бог: “Эти врата будут закрыты”»[16] (так как Бог пребывает в Храме). И тут же евреи падали ниц перед Богом. И в будущем тоже будет так, как сказано: «И народ будет кланяться Богу перед этими вратами в шабат и в новомесячие»[17].

Сказал раби Йонатан: ведь уже сказано: «Нет ничего нового под солнцем»![18] (как же тогда говорится, что в будущем всё обновится?). Но праведники и все их деяния обновятся, а у злодеев не будет ничего нового под солнцем.

Сказал раби Пинхас: в будущем из-под порога Храма потекут грунтовые воды и разделятся на 12 ручьев, соответственно 12 коленам Израиля, как сказано: «И вернул меня ко входу Храма, и вот — воды выходят из-под порога Храма на восток, так как вход в Храм обращен к востоку. А вода стекает с правой стороны Храма, к югу от жерт-венника»[19]. Три ручья потекут на юг, и вода в них будет достигать

щиколоток. Три ручья потекут на запад, и вода в них будет достигать колен, как сказано: «Когда выходил человек к востоку, была в руке его веревка… И отмерил тысячу локтей, и провел меня по воде, и вода была по колено»[20]. Три ручья потекут на север, и вода в них будет достигать пояса, как сказано: «И отмерил тысячу локтей, и провел меня по воде, и вода была по пояс»[21]. И три ручья потекут на восток, и вода в них будет достигать шеи, как сказано: «И отмерил он тысячу локтей, и перевел меня по воде, а вода была по самую шею»[22]. Ведь шея — это часть тела, повреждение которой может привести к концу жизни.

«И поднимутся воды ручья так, что не сможет человек перейти их, потому что поднялась вода»[23]. А дальше эти воды спустятся к Араве (бесплодная земля), как сказано: «И спустятся до Аравы»[24], и оросят поля и виноградники, которые ранее не приносили плодов, и они станут плодоносить, как сказано: «И будет: все живые существа, которые кишат там. и всё будет живо там, куда придет этот поток»[25]. И эти воды вольются в Мертвое море, и покроют его, как сказано: «И сказал мне: “Эти воды текут на восток. и выйдут в море. и излечится вода (моря)”»[26]. И в этих водах будут встречаться разные виды рыб и плыть в море, как сказано: “И рыба там будет разных видов, как рыба в великом море”[27]. И воды эти будут пресные, и будут течь до Иерусалима, и там будут стоять рыбаки с сетями, как сказано: “И будут стоять над ним (потоком) рыбаки от Эйн-Геди до Эйн-Агалима, и закидывать сети”[28]. А по берегам потока будут расти разные плодовые деревья, как сказано: “А по обе стороны потока будут всякие плодовые деревья”[29]. И каждый месяц на этих деревьях будут появляться плоды, как сказано: “.и каждый месяц будут созревать плоды”[30]. Плоды будут съедаться, а вода будет прибывать, как сказано: “Воды его выходят из Храма,

и плоды (дерева) будут в пищу, а листья — для исцеления”[31]. Человек, который получил травму, будет использовать эти листья и исцеляться. И больной, который окунется в воды этих ручьев, исцелится, как сказано: “.всюду, куда придут эти ручьи, всё исцелится”[32].

Сказал раби Йоханан: сок листьев и сок деревьев будет употребляться в пищу так же, как плоды.


[1] Ваикра 19:1.

[2] Йешаяу 34:4.

[3] Йешаяу 51:6.

[4] Йешаяу 51:6.

[5] Ошеа 6:2.

[6] Йешаяу 34:4.

[7] Йешаяу 65:17.

[8] Йешаяу 30:26.

[9] Бемидбар 28:11.

[10] Бемидбар 28:14.

[11] Бемидбар 28:15.

[12] Берешит 1:16.

[13] Йешаяу 43:19.

[14] Йехезкель 46:1.

[15] Теилим 89:9.

[16] Йехезкель 44:2.

[17] Йехезкель 46:3.

[18] Коэлет 1:9.

[19] Йехезкель 47:1.

[20] Йехезкель 47:3-4.

[21] Йехезкель 47:4.

[22] Йехезкель 47:3.

[23] Йехезкель 47:5.

[24] Йехезкель 47:8.

[25] Йехезкель 47:9.

[26] Йехезкель 47:8.

[27] Йехезкель 47:10.

[28] Йехезкель 47:10.

[29] Йехезкель 47:12.

[30] Йехезкель 47:12.

[31] Йехезкель 47:12.

[32] Йехезкель 47:9.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»