Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спор двух мальчиков

Сказано[1]: «Рабби Йонатан спросил: Сказано: “И было количество сынов Израиля как песка морского…”[2], а в продолжении стиха написано: “.невозможно измерить и сосчитать”?! (то есть сначала сказано “количество” — что-то определенное, а потом, что нельзя сосчитать — прим.). Это не противоречие, так как в первом случае речь идет о том времени, когда евреи не исполняют волю Творца, а во втором случае, когда исполняют».

Притча.

Два мальчика спорят. Один говорит: «Нет во всем городе никого богаче моего отца! У нас дома лежат кошельки с огромными суммами, и это кроме тех, которые ему нужны для торговли!». Второй возражает: «Все богатство твоего отца ничто по сравнению с богатством моего! Да, у твоего много денег, ведь ты сам видел у него полные монет кошельки. А у моего отца большими стопками лежат ценные бумаги, стоимость каждой из которых во много раз превышает богатства в доме твоего отца. Ведь хотя каждая бумага мала, ценность ее очень велика».

Так и народ Израиля. Когда они не выполняют волю Творца, то их можно пересчитать, как монеты — первый, второй, третий… Но когда они выполняют волю Творца, каждый из них равен целой армии, как сказано: «Как дороги мне близкие к Тебе, как велико их количество! Стану считать их — они многочисленней песка»[3] — даже если стану считать их, все равно не смогу знать, сколько их, так как каждый из них равен нескольким тысячам, как одна банкнота равна большой сумме. И потому их невозможно сосчитать, так как они многочисленнее, чем песок на берегу. (Видимо, имеется в виду, что как песок не считают по песчинке — одна, вторая, третья и т.д., а берут пригоршню — таких пригоршней очень много, и в каждой пригоршне содержится количество песка, которое человек не может сосчитать — прим.)

«И говорил Б-г Моше в пустыне Синай…»[4].

Написано в Мидраше[5]: Это то, что сказано: «… был ли Я пустыней для Израиля, или страной мрака?!»[6]Всевышний сказал это в ответ на претензию народа Израиля к Моше: «Зачем ты вывел нас из Египта, умертвить в пустыне?!»[7]Был ли Я пустыней для Израиля?! — разве человек, который попадает в пустыню, находит там воду и пропитание? Разве находит там покой? А вы были рабами в Египте, и вывел Я вас оттуда, и вел Я вас как царей, как сказано: «И повел Б-г народ»[8]. И еще Я назначил вам трех наставников: Моше, Аарона и Мирьям. В заслугу Моше вы ели ман, в заслугу Аарона вас окружали облака Славы, а в заслугу Мирьям — колодец с водой». И продолжает Мидраш: Отчего же сказал народ Мой: «Мы отдалились (радну) от Тебя, и не придем к Тебе боле»[9].

На языке мудрецов Мишны[10] слово радну происходит от слова родэ — вынимает горячий хлеб из печи. Сказал народ Израиля: «Разве хлеб, который пропекся, и пришло время доставать его из печи, может снова прилипнуть к стенке печи? И мы были как в печи, как сказано: “.и очаг Его в Иерусалиме”[11]. И теперь Ты отправил нас в изгнание в Вавилон. Что же Ты еще от нас просишь сейчас?!»

Эти слова Мидраша требуют разъяснения. Но сначала приведем то, что сказал Моше Итро: «Отправляемся мы в то место, о котором сказал Б-г: “Его отдам вам”. Иди же с нами, и сделаем мы тебе добро»[12]. Следует обратить внимание на слова: «Его отдам вам», которые заостряют внимание на чем-то конкретном, особом.


[1] Йома 22б

[2] Ошеа 2:1

[3] Теилим 139:17-18

[4] Бемидбар 1:1

[5] Мидраш Бемидбар Раба 1:2

[6] Ирмеяу 2:31

[7] Бемидбар 21:5

[8] Шмот 13:18

[9] Ирмеяу 2:31

[10] Трумот глава 10, мишна 3

[11] Йешаяу 31:9

[12] Бемидбар 10:29

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»