Темы: Успех, Разум, Тора и наука, Талмуд, Психология, Изучение Торы, Развитие личности, Батшева Эскин
С тех пор как в начале XX века появилось понятие IQ — коэффициент интеллекта (или умственного развития), люди стали верить (а может быть, их стали убеждать), что именно интеллект имеет решающее значение для успеха в жизни. В последние годы ученые пришли к выводу, что значение IQ для успешности было переоценено.
Первым, кто усомнился в результатах определения коэффициента интеллекта, стал профессор кафедры прикладной психологии Университета в Торонто (Канада) доктор К. E. Станович. Вот уже 15 лет он пытается выяснить причины парадокса: как люди, не блещущие остротой ума ни в жизни, ни в профессии, вдруг на отлично выполняют тесты на IQ?
На сайте организации «Менса», в которую входят только люди с очень высоким IQ, можно прочитать: «Есть менсаиты небогатые и есть миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В “Менсе” состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». Получается, что высокий коэффициент интеллекта не является залогом головокружительной карьеры. Тогда что же он показывает?
Дело в том, что тест на IQ оценивает лишь определенную группу умственных способностей, по большей части касающихся возможности человека оперировать информацией, логическими правилами и схемами.
Дэвид Перкинс, изучающий механизм человеческого мышления в Гарвардской высшей педагогической школе в Кембридже, пишет, что высокий IQ — это как высокий рост в баскетболе: он очень важен при прочих равных условиях, но недостаточно быть просто высоким, чтобы стать хорошим баскетболистом. Нужно иметь еще массу других способностей. Например, для успеха в жизни требуется рациональное мышление и креативность.
В конце XX века, когда после долгой эпохи холодности и рассудочности люди заговорили о важности чувств и межличностного общения, появился и новый критерий, по которому предлагается оценивать способность человека достичь успеха в общественной и личной жизни: это эмоциональный интеллект, то есть умение понимать, регулировать и использовать свои эмоции по отношению к самому себе и к другим.
В 1988 году доктор Реувен Бар-Он в своей диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента — EQ (англ. Emotional Quotient). А через два года вышла статья Питера Саловея и Джона Майера, фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных моделей и результатов. В любом случае, введение понятия эмоционального интеллекта расширило понимание ученых о том, что означает быть умным человеком: мало уметь считать, запоминать, вычислять и логически мыслить; нужно также обладать навыками межличностного общения и саморегуляции.
Интересно, что ученым понадобилось много веков, чтобы прийти к тем выводам, которые Тора содержала с первых дней Творения. Хотя, изучая Талмуд, все мальчики и мужчины несомненно оттачивают свой интеллект, но никогда те умения, которые оценивает IQ-тест, не считались обязательными для того, чтобы достичь успеха в жизни. Нам известно множество историй о малоспособных учениках, которые стали великими мудрецами и учеными благодаря своему упорству, настойчивости, хорошим преподавателям и любви к изучаемому предмету — будь то Тора или наука.
И вместе с тем, о необходимости знать свои чувства и эмоции, управлять ими и делать их инструментом служения Творцу немало говорится в еврейском Законе. Еврейскими мудрецами написаны книги о том, как совладать с гневом, как проявлять любовь, как общаться с соседями, как понимать чувства детей — и всё это входит в категорию «эмоционального интеллекта».
Вскоре после появления понятия EQ, появилось еще одно понятие: AQ — Advercity/Adaptivity Quotient, коэффициент (или фактор) адаптивности. Об этом понятии пока написано не так много, и пытаясь найти в интернете тест на AQ, мы, скорее всего, найдем другой тест AQ, на аутизм, но эти два коэффициента совершенно не связаны между собой.
Доктор Пол Штольц, психолог и лектор, изучал секрет успеха много лет. И нить, которая объединяет всю его огромную работу — это AQ, коэффициент, который определяет способность человека приспосабливаться и адаптироваться к часто меняющимся обстоятельствам, а в своем высшем проявлении — его способность преодолевать проблемы и неприятности, превращая их в возможности для достижений. Кроме того, адаптивность включает в себя умение перерабатывать новую информацию, а также отделять старое, ненужное, лишнее — от текущего, важного и подходящего.
После того, как тест на AQ был проведен среди одного миллиона людей в 137 странах, была обнаружена несомненная корреляция AQ с продуктивностью людей, производительностью, оптимизмом, удовлетворенностью жизнью, ощущением счастья, качеством жизни, энергией, изобретательностью, состоятельностью, долголетием и многими другими положительными факторами.
Еврейская Традиция учит нас, что сията дишмая (помощь Небес) — это то, что способствует успеху, но Вс-вышний также дает нам инструменты, применяя которые, мы выполняем свою часть работы, совершаем иштадлут, то есть прикладываем усилия и старания для достижения успеха.
Поначалу ученые, изучающие адаптивность, ошибались. Они полагали, что те, у кого AQ высокий, лучше справляются с трудностями. Оказывается, все не так. Они не лучше справляются, они вообще все делают по-другому, как алхимики, превращающие ртуть в золото. Они магическим образом превращают свои трудности в топливо, которое передвигает их в такое место, куда они бы в жизни не попали, если бы не эти самые трудности!
Пенни Локасо, австралийский основатель образовательной компании, которая помогает людям поднять свой уровень AQ, предлагает три способа повысить адаптивность.
Во-первых, необходимо последовательно ограничивать отвлекающие факторы и учиться фокусироваться, чтобы иметь возможность определить, к чему нам нужно приспособиться (адаптироваться) в данный момент — и как.
Во-вторых, надо уметь задавать неудобные вопросы, например, о повышении заработной платы, чтобы набраться смелости и нормализовать страх. (Приходит на ум методика ешивы Новардок, где было принято развивать в себе адаптивность, приходя в аптеку и требуя там, например, килограмм гвоздей!)
В-третьих, если нам что-то понравилось, или зацепило наше внимание, или попало в поле нашего зрения — это произошло не зря, это значит, что стоит изучить этот предмет, проявить любознательность. А мы к словам П. Локасо добавим, что мы сделаем это не ради пустого расширения кругозора, а для того, чтобы понять, как с помощью этого предмета мы сможем приблизиться к Творцу: или узнать что-то, что вызовет в нас восхищение Творением — или помочь кому-то — или применить это к работе над качествами своего характера.
Менеджер по персоналу Сара Кранц утверждает: «Хороший IQ — это минимум, требующийся для получения работы, но для продолжительного успеха нужен AQ! Замечательно иметь в компании очень умного специалиста, но если у него низкий AQ, это будет плохо влиять на очень многие аспекты работы. У нас нет специального теста, но мы оцениваем адаптивность потенциальных сотрудников неформально — беседуя с предыдущим нанимателем и рекомендателями».
Существуют официальные тесты AQ, которые выдают оценку по трем основным категориям: способность, характер, окружение. Хотя есть еще и подкатегории — как любовь к учебе или образ мышления. Тест Пулакос, например, нацелен конкретно на то, чтобы выявлять то, что принято называть «адаптивной производительностью» в новых условиях.
Один из уроков пандемии 2020-го года состоит в том, что люди, умеющие приспосабливаться и адаптироваться к новым обстоятельствам — оказываются в состоянии «выплыть», тогда как при прочих равных условиях люди со слабым умением приспосабливаться к новым условиям, беспомощно поднимают руки.
AQ — это концепция, появившаяся в конце XX века, но на самом деле, ее корни мы обнаружим в глубокой древности — в еврейской традиции. Конечно, тот факт, что несмотря на все несчастья, еврейский народ еще жив — это чудо и Б-жье провидение. Но через всю историю нашего народа проходит и этот самый фактор адаптивности, который у всех нас в крови и без которого мы не могли бы выполнять самые базовые вещи так, как это веками принято у нас.
Очевидно, что в бессчетном количестве еврейских домов с радостью встречают неожиданно появившихся к субботней трапезе гостей, с готовностью переквалифицируются, превращают свои дворики в залы торжеств, балконы — в синагоги, открывают гмахи всего чего угодно, как только видят, что в этом появилась необходимость; растят 6, 8, 10 детей, а это значит — каждый день должны быть готовы к сюрпризам. И воспитывают своих детей, обучая их адаптивности, даже не будучи знакомы с этим термином, а просто стараются развивать в детях творческое начало, показывать им, как они сами справляются с трудностями, при каждой удобной возможности…
Без врожденного и развитого умения превращать трудности в трамплины для достижений еврейский народ никогда не смог бы в годы изгнаний, эпидемий, кровавых наветов, крестовых походов, газовых камер, сталинских лагерей сохраниться как народ, вернуться на свою землю и продолжать выполнять свое главное предназначение: познавать Вс-вышнего и служить Ему.