Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лжец подобен мертвецу: ведь свойство живого (человека) — в умении говорить; но как только извратилась речь — кончилась жизнь»Раби Менахем Меири
IQ и AQ — это концепции, которые появились в XX веке, но их корни мы обнаружим в глубокой древности — в еврейской традиции…

Умственное развитие и эмоциональных интеллект

С тех пор как в начале XX века появилось понятие IQ — коэффициент интеллекта (или умственного развития), люди стали верить (а может быть, их стали убеждать), что именно интеллект имеет решающее значение для успеха в жизни. В последние годы ученые пришли к выводу, что значение IQ для успешности было переоценено.

Первым, кто усомнился в результатах определения коэффициента интеллекта, стал профессор кафедры прикладной психологии Университета в Торонто (Канада) доктор К. E. Станович. Вот уже 15 лет он пытается выяснить причины парадокса: как люди, не блещущие остротой ума ни в жизни, ни в профессии, вдруг на отлично выполняют тесты на IQ?

На сайте организации «Менса», в которую входят только люди с очень высоким IQ, можно прочитать: «Есть менсаиты небогатые и есть миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В “Менсе” состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». Получается, что высокий коэффициент интеллекта не является залогом головокружительной карьеры. Тогда что же он показывает?

Дело в том, что тест на IQ оценивает лишь определенную группу умственных способностей, по большей части касающихся возможности человека оперировать информацией, логическими правилами и схемами.

Дэвид Перкинс, изучающий механизм человеческого мышления в Гарвардской высшей педагогической школе в Кембридже, пишет, что высокий IQ — это как высокий рост в баскетболе: он очень важен при прочих равных условиях, но недостаточно быть просто высоким, чтобы стать хорошим баскетболистом. Нужно иметь еще массу других способностей. Например, для успеха в жизни требуется рациональное мышление и креативность.

В конце XX века, когда после долгой эпохи холодности и рассудочности люди заговорили о важности чувств и межличностного общения, появился и новый критерий, по которому предлагается оценивать способность человека достичь успеха в общественной и личной жизни: это эмоциональный интеллект, то есть умение понимать, регулировать и использовать свои эмоции по отношению к самому себе и к другим.

В 1988 году доктор Реувен Бар-Он в своей диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента — EQ (англ. Emotional Quotient). А через два года вышла статья Питера Саловея и Джона Майера, фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект часто преподносится как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни: в школе, на работе, во взаимоотношениях. Однако, по мнению Дж. Майера, EQ, возможно, является причиной всего лишь 1-10 % (согласно другим данным — 2-25 %) важнейших жизненных моделей и результатов. В любом случае, введение понятия эмоционального интеллекта расширило понимание ученых о том, что означает быть умным человеком: мало уметь считать, запоминать, вычислять и логически мыслить; нужно также обладать навыками межличностного общения и саморегуляции.

Интересно, что ученым понадобилось много веков, чтобы прийти к тем выводам, которые Тора содержала с первых дней Творения. Хотя, изучая Талмуд, все мальчики и мужчины несомненно оттачивают свой интеллект, но никогда те умения, которые оценивает IQ-тест, не считались обязательными для того, чтобы достичь успеха в жизни. Нам известно множество историй о малоспособных учениках, которые стали великими мудрецами и учеными благодаря своему упорству, настойчивости, хорошим преподавателям и любви к изучаемому предмету — будь то Тора или наука.

И вместе с тем, о необходимости знать свои чувства и эмоции, управлять ими и делать их инструментом служения Творцу немало говорится в еврейском Законе. Еврейскими мудрецами написаны книги о том, как совладать с гневом, как проявлять любовь, как общаться с соседями, как понимать чувства детей — и всё это входит в категорию «эмоционального интеллекта».

Коэффициент адаптивности

Вскоре после появления понятия EQ, появилось еще одно понятие: AQ — Advercity/Adaptivity Quotient, коэффициент (или фактор) адаптивности. Об этом понятии пока написано не так много, и пытаясь найти в интернете тест на AQ, мы, скорее всего, найдем другой тест AQ, на аутизм, но эти два коэффициента совершенно не связаны между собой.

Доктор Пол Штольц, психолог и лектор, изучал секрет успеха много лет. И нить, которая объединяет всю его огромную работу — это AQ, коэффициент, который определяет способность человека приспосабливаться и адаптироваться к часто меняющимся обстоятельствам, а в своем высшем проявлении — его способность преодолевать проблемы и неприятности, превращая их в возможности для достижений. Кроме того, адаптивность включает в себя умение перерабатывать новую информацию, а также отделять старое, ненужное, лишнее — от текущего, важного и подходящего.

После того, как тест на AQ был проведен среди одного миллиона людей в 137 странах, была обнаружена несомненная корреляция AQ с продуктивностью людей, производительностью, оптимизмом, удовлетворенностью жизнью, ощущением счастья, качеством жизни, энергией, изобретательностью, состоятельностью, долголетием и многими другими положительными факторами.

Еврейская Традиция учит нас, что сията дишмая (помощь Небес) — это то, что способствует успеху, но Вс-вышний также дает нам инструменты, применяя которые, мы выполняем свою часть работы, совершаем иштадлут, то есть прикладываем усилия и старания для достижения успеха.

Поначалу ученые, изучающие адаптивность, ошибались. Они полагали, что те, у кого AQ высокий, лучше справляются с трудностями. Оказывается, все не так. Они не лучше справляются, они вообще все делают по-другому, как алхимики, превращающие ртуть в золото. Они магическим образом превращают свои трудности в топливо, которое передвигает их в такое место, куда они бы в жизни не попали, если бы не эти самые трудности!

Как развивать свою адаптивность

Пенни Локасо, австралийский основатель образовательной компании, которая помогает людям поднять свой уровень AQ, предлагает три способа повысить адаптивность.

Во-первых, необходимо последовательно ограничивать отвлекающие факторы и учиться фокусироваться, чтобы иметь возможность определить, к чему нам нужно приспособиться (адаптироваться) в данный момент — и как.

Во-вторых, надо уметь задавать неудобные вопросы, например, о повышении заработной платы, чтобы набраться смелости и нормализовать страх. (Приходит на ум методика ешивы Новардок, где было принято развивать в себе адаптивность, приходя в аптеку и требуя там, например, килограмм гвоздей!)

В-третьих, если нам что-то понравилось, или зацепило наше внимание, или попало в поле нашего зрения — это произошло не зря, это значит, что стоит изучить этот предмет, проявить любознательность. А мы к словам П. Локасо добавим, что мы сделаем это не ради пустого расширения кругозора, а для того, чтобы понять, как с помощью этого предмета мы сможем приблизиться к Творцу: или узнать что-то, что вызовет в нас восхищение Творением — или помочь кому-то — или применить это к работе над качествами своего характера.

AQ и будущее

Менеджер по персоналу Сара Кранц утверждает: «Хороший IQ — это минимум, требующийся для получения работы, но для продолжительного успеха нужен AQ! Замечательно иметь в компании очень умного специалиста, но если у него низкий AQ, это будет плохо влиять на очень многие аспекты работы. У нас нет специального теста, но мы оцениваем адаптивность потенциальных сотрудников неформально — беседуя с предыдущим нанимателем и рекомендателями».

Существуют официальные тесты AQ, которые выдают оценку по трем основным категориям: способность, характер, окружение. Хотя есть еще и подкатегории — как любовь к учебе или образ мышления. Тест Пулакос, например, нацелен конкретно на то, чтобы выявлять то, что принято называть «адаптивной производительностью» в новых условиях.

Один из уроков пандемии 2020-го года состоит в том, что люди, умеющие приспосабливаться и адаптироваться к новым обстоятельствам — оказываются в состоянии «выплыть», тогда как при прочих равных условиях люди со слабым умением приспосабливаться к новым условиям, беспомощно поднимают руки.

Высокий AQ у нас в крови…

AQ — это концепция, появившаяся в конце XX века, но на самом деле, ее корни мы обнаружим в глубокой древности — в еврейской традиции. Конечно, тот факт, что несмотря на все несчастья, еврейский народ еще жив — это чудо и Б-жье провидение. Но через всю историю нашего народа проходит и этот самый фактор адаптивности, который у всех нас в крови и без которого мы не могли бы выполнять самые базовые вещи так, как это веками принято у нас.

Очевидно, что в бессчетном количестве еврейских домов с радостью встречают неожиданно появившихся к субботней трапезе гостей, с готовностью переквалифицируются, превращают свои дворики в залы торжеств, балконы — в синагоги, открывают гмахи всего чего угодно, как только видят, что в этом появилась необходимость; растят 6, 8, 10 детей, а это значит — каждый день должны быть готовы к сюрпризам. И воспитывают своих детей, обучая их адаптивности, даже не будучи знакомы с этим термином, а просто стараются развивать в детях творческое начало, показывать им, как они сами справляются с трудностями, при каждой удобной возможности…

Без врожденного и развитого умения превращать трудности в трамплины для достижений еврейский народ никогда не смог бы в годы изгнаний, эпидемий, кровавых наветов, крестовых походов, газовых камер, сталинских лагерей сохраниться как народ, вернуться на свою землю и продолжать выполнять свое главное предназначение: познавать Вс-вышнего и служить Ему.


В каждом из нас, безусловно, заложен огромный потенциал, и есть мнение, что тот, кто добился успеха в жизни — это тот, кто просто-напросто смог раскрыть свой потенциал Читать дальше