Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы зажигания субботних свечей

Зажжение субботних свечей обязательно. Об этой заповеди говорится в Талмуде «Шаббат», лист 25. «Уважение к субботе — это когда трапеза проходит при свете», — комментирует Талмуд Раши. А Тосафот дополнительно объясняют, что проведение субботней трапезы при свечах увеличивает удовольствие от субботы. Из слов Тосафот очевидно, что есть две обязанности: во-первых, необходимо зажигать свечи, а во-вторых, кушать в освещенном месте. Вторая заповедь относится уже к законам ойнег шабес (удовольствие от субботы — иврит).

Причина установления обязанности зажигать свечи объясняется в Талмуде «Шаббат», лист 25 а. По словам мудрецов, эта заповедь установлена из-за шлом байта (мир в доме — иврит). Шлом байт возможен только в освещенном доме, потому что людям неприятно сидеть в темноте, комментирует их высказывание Раши. А Мордехай добавляет, что свет необходим, чтобы «люди не споткнулись о камень или дерево».

«Главное место для зажжения субботних свечей — это стол, где проводятся трапезы в субботу, не смотря на то, что есть заповедь зажигать свечи и в остальных местах пользования в доме», — пишет Рамо. Не обязательно, чтобы они горели непосредственно на столе, главное, чтобы их свет освещал стол.

В Шульхан Арухе приводится спор мудрецов, рассуждающих о том, можно ли произносить благословение на зажжение субботних свечей и зажигать их там, где уже горит свет. Есть мнение, что так делать нельзя, потому что нет никакой пользы от этих свечей. Другие мудрецы говорят, что можно благословлять на пламя субботних свечей, зажженное в месте, где уже горит свет, потому что это увеличивает шлом байт и радость от каждого освещенного угла дома. «Наш обычай полагаться на это мнение и благословлять на добавление света», — говорит Рамо.

«Можно ли выполнить обязанность зажигания субботних свечей посредством электрической лампы?» — спрашивают Ахройним. Некоторые из них отвечают положительно, потому что этот свет тоже освещает дом. Гаон из Рогачева считает, что включение электролампы нельзя называть зажиганием, так как при этом нет непосредственно действия зажигания.

Рав Шломо Залман Ойербах объясняет, что есть разница между лампой, работающей от генератора, и лампой, работающей от батарейки. Первую он сравнивает со свечой без масла из-за того, что при нажатии выключателя мы не имеем источник энергии, который включает свет лампы. Но если лампа работает от батарейки, то источник энергии находится непосредственно перед нами, поэтому нет проблемы выполнить обязанность зажигания субботних свечей с ее помощью.

Если же человек не полагается на мнение, разрешающее зажжение субботних свечей там, где уже горит свет, и желает устрожить, то ему стоит зажигать свечи в месте, где свет выключен. Тогда заповедь зажигания будет выполнена непосредственно с помощью свечей, а свет может включить муж после того, как жена зажжет свечи. Разрешено также произнести благословение и включить лампу во имя заповеди субботних свечей, а после этого зажечь свечи на столе.

из журнала «Мир Торы», Москва


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

История праздника Ханука.

Н. Изаксон

История праздника

Ханука: форма против содержания

Переводчик Виктория Ходосевич

Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.

О ханукальном пончике...

Переводчик Виктория Ходосевич

Как и многие другие слова современного иврита, слово «суфгания» относительно новое, но корни его уходят в глубь веков. Сфог и в древнем, и в современном иврите означает «губка». Суфгания впитывает масло, как губка.