Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора отдаляет человека от материального, молитва приближает его к духовному»Рабби Арье-Лейб из Гур
Законы зажигания субботних свечей

Зажжение субботних свечей обязательно. Об этой заповеди говорится в Талмуде «Шаббат», лист 25. «Уважение к субботе — это когда трапеза проходит при свете», — комментирует Талмуд Раши. А Тосафот дополнительно объясняют, что проведение субботней трапезы при свечах увеличивает удовольствие от субботы. Из слов Тосафот очевидно, что есть две обязанности: во-первых, необходимо зажигать свечи, а во-вторых, кушать в освещенном месте. Вторая заповедь относится уже к законам ойнег шабес (удовольствие от субботы — иврит).

Причина установления обязанности зажигать свечи объясняется в Талмуде «Шаббат», лист 25 а. По словам мудрецов, эта заповедь установлена из-за шлом байта (мир в доме — иврит). Шлом байт возможен только в освещенном доме, потому что людям неприятно сидеть в темноте, комментирует их высказывание Раши. А Мордехай добавляет, что свет необходим, чтобы «люди не споткнулись о камень или дерево».

«Главное место для зажжения субботних свечей — это стол, где проводятся трапезы в субботу, не смотря на то, что есть заповедь зажигать свечи и в остальных местах пользования в доме», — пишет Рамо. Не обязательно, чтобы они горели непосредственно на столе, главное, чтобы их свет освещал стол.

В Шульхан Арухе приводится спор мудрецов, рассуждающих о том, можно ли произносить благословение на зажжение субботних свечей и зажигать их там, где уже горит свет. Есть мнение, что так делать нельзя, потому что нет никакой пользы от этих свечей. Другие мудрецы говорят, что можно благословлять на пламя субботних свечей, зажженное в месте, где уже горит свет, потому что это увеличивает шлом байт и радость от каждого освещенного угла дома. «Наш обычай полагаться на это мнение и благословлять на добавление света», — говорит Рамо.

«Можно ли выполнить обязанность зажигания субботних свечей посредством электрической лампы?» — спрашивают Ахройним. Некоторые из них отвечают положительно, потому что этот свет тоже освещает дом. Гаон из Рогачева считает, что включение электролампы нельзя называть зажиганием, так как при этом нет непосредственно действия зажигания.

Рав Шломо Залман Ойербах объясняет, что есть разница между лампой, работающей от генератора, и лампой, работающей от батарейки. Первую он сравнивает со свечой без масла из-за того, что при нажатии выключателя мы не имеем источник энергии, который включает свет лампы. Но если лампа работает от батарейки, то источник энергии находится непосредственно перед нами, поэтому нет проблемы выполнить обязанность зажигания субботних свечей с ее помощью.

Если же человек не полагается на мнение, разрешающее зажжение субботних свечей там, где уже горит свет, и желает устрожить, то ему стоит зажигать свечи в месте, где свет выключен. Тогда заповедь зажигания будет выполнена непосредственно с помощью свечей, а свет может включить муж после того, как жена зажжет свечи. Разрешено также произнести благословение и включить лампу во имя заповеди субботних свечей, а после этого зажечь свечи на столе.

из журнала «Мир Торы», Москва


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре