Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Предыдущая недельная глава («Толдот») кончается тем, что родители отправляют Яакова в Харан, в чужие края, к брату матери Лавану. По совету матери — он бежит от мести Эсава, по совету отца — чтобы взять в жены одну из дочерей Лавана. В начале «Ваеце» («И вышел») Яаков отправляется в дорогу. Он идет один и без имущества. Яаков принят у Лавана на правах родственника, который охотно участвует в хозяйственных работах. Поначалу Яаков бесплатно пасет скот Лавана, потом четырнадцать лет работает за его дочерей Лею и Рахель, которые становятся его женами. У него родится одиннадцать сыновей. Кончается глава возвращением Яакова спустя двадцать с лишним лет. Возвращается Яаков с детьми, женами, слугами и большими стадами.

Спустя четырнадцать обязательных лет отработки за жен Яаков говорит тестю, что хочет вернуться домой. Лаван просит его остаться, приведя неожиданный довод: «Гадал я (т.е. — гадание показало мне), что Б-г благословил меня ради тебя» (30:27). Яаков соглашается с тем, что действительно — с тех пор, как он поселился у Лавана, стада Лавана увеличились и он стал много богаче. (Комментаторы добавляют, что с приходом Яакова Б-г послал Лавану и сыновей, до этого у него были только дочери). Но, возражает Яаков, теперь ему надо позаботиться и о своей семье и ее материальном благополучии.

Лаван предлагает Яакову любые условия оплаты труда по его желанию, и они заключают договор, в условия которого на протяжении последних лет, что Яаков еще оставался в его доме, Лаван непрерывно вносил изменения (мудрецы говорят, что Лаван менял условия договора сто раз). Тора очень подробно рассказывает об этих условиях и об этих изменениях.

Вопрос, который нас здесь интересует: почему так подробно и что в этом важно для нас? Если «маасе авот — симан ле-баним» («дела отцов — знак для детей»), то знаком чего являются эти события для нас? Жизнь Яакова у Лавана — это жизнь евреев среди других народов. Слова Лавана о том, что с Яаковом приходит благо, говорят о влиянии присутствия евреев на благополучие стран их обитания. (Как сказано в Торе, Всевышний обещал нашим праотцам, что ими благословятся народы мира. Яакову Он дает такое обещание именно в «Ваеце». Таргум Онкелос переводит его так: «ради тебя и ради твоих сыновей получат благословение все земные племена» — 28:14). Правители многих стран принимали к себе евреев, когда те искали убежища, и делали это не из любви, а потому что знали: присутствие евреев каким-то образом хорошо сказывается на экономике.

Именно этот аргумент приводил известный еврейский авторитет Ицхак Абраванель, служивший при дворе Фердинанда и Изабеллы, когда убеждал короля не изгонять из Испании евреев. А турецкий султан, принимавший изгнанников, говорил, что Фердинанд поступает как глупец: себе делает плохо, а туркам — хорошо. Таков один из способов, которым Б-г поддерживает евреев и помогает им выжить среди народов. Второй важный момент в эпизоде — «трудовое соглашение» и его условия. Яаков приходит к Лавану с пустыми руками, по всем представлениям заработок Яакова зависит от Лавана, Лаван, как может, мешает ему заработать. Казалось бы, что должно получиться? Что Яаков так и остается с пустыми руками, верно? А в действительности — наоборот, он становится очень богатым. Удивительное явление.

В Средние века в странах, где разрешалось проживать евреям, государственная служба была им запрещена. Владеть землей евреи не имели права. Ремесленные цеха их обычно не принимали. Евреи платили особые, очень высокие налоги, причем условия налогообложения непрерывно менялись. И все это происходило на фоне постоянно повторяющихся изгнаний, когда приходилось все бросать, искать убежища в другом месте и там начинать все заново. Как же евреи существовали экономически? Большинство путей заработать на жизнь были для них закрыты. Оставались только торговля между деревней и городом (маклерство) и ссужение денег (тот вариант банковского дела, что существовал в те времена). Тем не менее зачастую евреи жили лучше, чем можно было ожидать.

«Богатым делает благословение Г-спода», сказано в Мишлей, 10:22. Помню, когда кто-то из учеников спросил моего отца, благословенна его память, где же в главе «симан ле-баним», отец назвал именно это. Итак, Всевышний, помогая евреям выжить в рассеянии, действует двумя путями: он посылает благословение странам, где евреи оказываются (для того, чтобы их принимали), и оказывает евреям «экономическую поддержку» на месте.

 

 

 

При всем священном отношению к браку иудаизм не знает запрета на развод. Однако, чтобы развестись, должны быть очень веские причины, и, чтобы развод не казался в глазах людей таким уж легким делом, еврейская процедура развода предусматривает выполнение определенных правил, без которых развод считается недействительным. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 145. Законы женитьбы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 356-360

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет возвращать бывшую жену, если она побывала замужем за другим, и др.

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Свадьба

Хаим Донин

Две части, из которых состоит церемония