Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как р. Зильбер исполнял функции психотерапевта

Рассказывает Рика Гдалевич

ПСИХОТЕРАПЕВТ

Одна наша выпускница забеременела: ультразвук показал двойню.

У нее очень хорошая семья и хороший дом, замечательные ребята, но быт неустроенный и уже есть трое малюсеньких и нелегких детей. Надо бы радоваться, а она впала в депрессию,

потому что у нее трое маленьких, больная мама и, вообще, много «отягчающих» обстоятельств. Она религиозный человек, и каждый ребенок — это браха и всё такое, но при таких обстоятельствах что с ней будет? Она в большой тревоге…

Я поехала к раву Зильберу по разным делам и, в том числе, рассказываю о ней: есть молодая женщина, ультразвук показал двойню, и она в плачевном состоянии, и не знает, как это будет… У нее трое малюсеньких и неустроенный быт. Она очень встревожена и очень расстроена, и как это всё будет с маленькими детками, и с деньгами, и с работой?

Рав Ицхак попросил набрать ее номер телефона, я набрала и сказала ей:

— Сейчас рав Ицхак хочет с тобой говорить.

Рав Ицхак:

— Вы мне поверьте, вы мне поверьте: вы будете так довольны! А если что-то не так, вы сразу приходите ко мне. Но я вам говорю: вы мне верите? Вы мне верите?.. Они родятся, вам легче станет. Я вам говорю. Поверьте мне!

Он говорил с ней, как хороший психотерапевт. Уговорил.

Она успокоилась. Беременность протекала прекрасно. Сейчас у нее, слава Б-гу, пятеро детишек растёт, — и все хорошо. Он уговорил её.

Это ответственность. Такое качество души…

Рассказывает Яков Лернер

СЫН

Он никогда не играл рош катан, по-русски это называется «меня это не касается!»

Он никогда не вилял хвостом, что он чего-то не может или не скажет. Он принимал на себя ответственность — самую тяжелую ответственность. Он никогда не убегал от ответственности.

Приходит один человек и говорит:

— Моя жена идет делать аборт, я не могу больше.

— Почему?

— Потому что у нас уже восемь дочерей, и девятую дочь я не хочу!

Так ему рав Ицхак говорит (откуда он это знал?):

— У тебя точно сын. Ни в коем случае не делайте аборт! Я точно знаю, я тебе обещаю — сын.

Представьте себе, — а если бы у него родился не сын, — рав Ицхак должен был принять это во внимание? А он ему говорит:

— Точно будет сын!

Чтобы не случилось то, чего нельзя делать, — нельзя убивать. Он сказал: «Будь со мной, что будет…»

Родился сын. Потом этот сын стал для родителей…

Рассказывает р. Бенцион Зильбер

ПУРИМ

Я слышал этот рассказ от папы по-другому. Как-то в Пурим папа, придя читать Мегилу хорошему знакомому, спросил:

— Женщина тоже должна слушать Мегилу. Где твоя жена?

Тот отнекивался, а потом рассказал, что она пошла делать аборт. Что один еврей в синагоге сказал ему, что если в этом не участвуешь, то ты не причем.

Папа сказал:

— Конечно, это не так, и ты должен всеми силами постараться, чтобы это предотвратить.

Тот сразу позвонил в больницу, и попал на своего знакомого — а его жена уже была в операционной.

Он уговорил жену, и так у них родился первый сын — а до этого было много дочерей…

Рассказывает Ури Мацкин

ЗВОНОК

В семье нашей так случилось, что жена ждала ребенка — и вдруг встал вопрос, что есть угроза для жизни матери… Я пошел к одному раввину (это было в Москве). Он сказал:

— Вряд ли кто тебе ответит на этот вопрос, но обратись к другому раввину…

Пошел к другому — он плотно изучил этот вопрос и по показаниям врачей постановил, что надо прервать беременность.

Одновременно мы пытались дозвониться до рава Зильбера, но дозвониться было тяжело, — никак не удавалось его поймать.

Раз есть псак, раввинское постановление, нужно договариваться с врачом. Договорились…

И вдруг звонит сам рав Ицхак:

— Ничего не делайте. Есть такая-то женщина, она очень опытная акушерка. Поговорите с ней. Как она скажет, так и сделайте…

Барух а-Шем, у меня есть еще сын!

Рассказывает р. Моше Лебель

ПРАВДА

На второй день праздника Песах приехал на электричке к нам в ешиву парень. Стал спрашивать:

— Я слышал, что здесь находится большой раввин, я хочу с ним поговорить.

Его отвели в комнату к раву Зильберу. И он застрял там как-то надолго… А семья Рава меня просила охранять его от разных людей, чтобы он сильно не уставал. Ему после болезни нужен был отдых.

Вижу, что парень находится в комнате с равом Зильбером час, полтора, два, — я постучался, и рав Зильбер ответил мне через дверь:

— Прошу мне не мешать. Это очень важно.

Прошло еще много времени, он позвал меня к себе и говорит:

— Послушайте, реб Мойше, сегодня второй день Песаха. У этого молодого человека есть невеста, — надо срочно-срочно ставить хупу.

Я ему ответил на идиш (мы всегда говорили на идиш, когда хотели, чтобы нас не поняли):

— Реб Ицхак, приехал какой-то парень с улицы, в Праздник, на электричке, он ничего не соблюдает, а вы хотите ему делать хупу? Зачем нам это горе — делать свадьбу парню, который к нам не имеет никакого отношения! Вы через неделю уедете, а нам останется эта проблема?

И я добавил, что вообще это невозможно, так как после Песаха начинаются траурные дни, и, по еврейскому обычаю, не делают свадьбу…

Он меня перебил и сказал:

— Надо поставить хупу как можно быстрее!

Я пытаюсь как-то сгладить эту спешку, а он повторяет:

— Ну, в Лаг ба-омер поставь ему хупу! — И говорит:

— Я увидел, что у этого парня очень сильное влечение к изучению иудаизма, а у его девушки так себе, она лишь чуть-чуть заинтересована в этом. Может случится, что она его бросит.

Я возражаю:

— Пусть так и случится.

А он:

— Смотри, я узнал этого человека. Я все точно вижу. Они должны пожениться, и они будут религиозными, и не пытайся сейчас улизнуть! После праздника я возвращаюсь в

Израиль, пообещай мне, что ты поставишь им хупу!

И действительно, мы сделали им свадьбу, и они сейчас очень религиозная семья, — не буду называть имена.

Он за один разговор узнал, раскусил, полностью понял человека. Он увидел в парне, который еще ничего не соблюдал, большой потенциал еврея, который готов принять на себя всю Тору!

У нас в ешиве такой вещи не было, чтобы человек обещал, что он будет кем-то. Нет, ты соблюдай, а потом мы тебе будем по еврейскому закону делать свадьбу…

В тот момент, когда реб Ицхак понял, что это правда, что это эмет, у него не осталось сомнений в этом, — он заставил всех поступить так, как он считал нужным.

Он сразу приступил к действию — без всяких проволочек.

Рассказывает Йеуда Аврех

ИШТАДЛУТ

Как-то, когда рав Зильбер находился в подмосковной ешиве «Торат Хаим», я попросил сопровождать его в поездке в Москву. Он должен был выехать из ешивы сразу же после молитвы.

Рав очень спешил. Завтрак на кухне был еще не готов, и Рав, чтобы выполнить «пат шахарит», взял перышко зеленого лука и добавил, что этого ему хватит, что надо торопиться.

Но нам никак не удавалось выехать из ешивы, — некому было нас везти. Ешивная машина, которая должна была взять нас в город, еще не пришла.

Была пятница. Рав нервничал. Я пошел ловить попутку в Москву. Удалось поймать, но не в столицу, а по направлению к Москве, и я спросил Рава, стоит ли нам ехать, ведь придется пересаживаться и искать другую попутку. Рав сказал, что нужно ехать во что бы то ни стало, он не имеет права сидеть сложа руки. Главное, сказал он, делать иштадлут, усилия, чтобы быть ближе к цели. Мы доехали до какого-то перекрестка, пересели на еще одну попутную машину, и уже около Москвы нас нагнала машина рава Айзенштата.

Адрес, куда Рав должен был приехать, он знал только приблизительно, но мы заехали к одному раввину, который мог сообщить ему адрес другого раввина, который, в свою очередь, должен был сообщить ему адрес женщины, которой нужен был развод. Рав хотел помочь этой женщине.

Водитель плохо знал Москву, мы очень волновались, приближалось время Шаббата. Мы долго искали адрес, который нам дали, но оказалось, что человека, которого мы искали, не было дома. Что делать? Все попытки были исчерпаны, и уже приближался Шаббат…

Я переживал за рава Зильбера, который все время так нервничал. К моему удивлению, он отреагировал очень спокойно, сказав, что все, чего Всевышний от нас ожидал, мы сделали, а теперь наша задача — вернуться в ешиву до наступления субботы, ведь соблюдение не должно быть за счет нарушения…

Рассказывает Яков Цацкис

С НЕБА

Для него была характерна глубокая вера во Б-га, и он всегда надеялся, что Всевышний в любой ситуации, в любом положении укажет выход и поможет.

У него в книге описано: когда в Казани у него не было ни копейки и нужны были деньги теще на билет, — не помню все эти детали, — вдруг его останавливают и ведут в КГБ, и там он дает урок математики, и ему платят, — прямо с неба свалилось!

Как-то в пятницу оставалось минут двадцать до зажигания свечей. Автобусы уже не ходили, и он решил из Мевасерет Цион идти в Иерусалим — пешочком. Это на машине минут пятнадцать, если дорога свободна, а пешком — часа три! Другого выхода не было, и он пошел, и через несколько минут вдруг останавливается машина, и какой-то парень нерелигиозного вида предлагает:

— Вы в Иерусалим? Садитесь, подвезу…

Вообще-то он плохо ориентировался на местности, то есть его это как-то мало занимало. Он был всегда занят возвышенными делами, а земные… так… Расскажу забавную историю о том, как он перепутал выходы. Однажды (у меня тогда теща жила в Рамоте) я поехал отвозить ее до зажигания свечей, перед самой субботой.

Возвращаюсь, смотрю: на автобусной остановке реб Ицхак сидит. А оставалось пятнадцать-двадцать минут до адлакат нерот! Говорю:

— Ну, поехали.

А он:

— Ты знаешь, мне надо забежать к кому-то, у нас же есть еще время? Мне надо кому-то кое-что сказать — две минутки.

Короче говоря, мы подъезжаем к дому, где есть вход с двух сторон: со стороны двора и со стороны улицы. Я подъехал со стороны двора. Жду пять минут, десять минут, а его нет и нет. Я думаю: у меня еще есть несколько минут, до Санэдрии ехать минут пять-семь, в крайнем случае приедем прямо к зажиганию свечей, не бросать же его одного в Рамоте?

Но время шло, и я решил, что уже вот-вот наступает время зажигания свечей, и надо срочно возвращаться домой.

Тронулся, проезжаю опять мимо той же автобусной остановки вижу: реб Ицхак лежит на скамеечке и спит. Не спит, а дремлет:

— Реб Ицхак, в чем дело? Что случилось?

— Понимаешь, я вышел, тебя не нашел. Так я обежал вокруг Рамота, чтобы тебя найти (Рамот тогда был маленький, не то что сейчас). Обежал вокруг, ноги болят — так я решил: немножко полежу, может, найдется кто-нибудь, проедет и возьмет меня. А если нет, то отдохну и пойду. Вот я и отдыхаю…

Рассказывает Бецалель Шиф

КРАЖА

В ташкентском цеху по производству шильдиков я работал вместе с раввином Ицхаком Зильбером. И во время работы, и в перерывах реб Ицхак учил нас Торе. И не только в «учебное» время учил он нас: вся его жизнь — это урок.

Реб Ицхак был душой еврейского Ташкента тех лет. Вот несколько случаев из его ташкентской жизни.

Умер старый еврей, дети которого были видными советскими работниками. И вот эти дети решили похоронить отца «по-советски», в гробу. А по еврейскому закону умершего, перед тем, как предать его прах земле, ни в коем случае нельзя класть в гроб, его просто заворачивают в талес…

Если же покойника, по каким-то причинам, всё-таки хоронят в гробу, то нужно хотя бы сделать гробовой ящик не цельным, чтобы в нём не хватало доски или была дыра.

Реб Ицхак раздобыл где-то дрель и решил просверлить в гробу дырки, чтобы соблюсти хоть какой-то минимум еврейского похоронного ритуала. На «гражданской панихиде», где говорились красивые речи о покойном и о хорошо воспитанных им детях, реб Ицхак залез под гроб и начал

сверлить.

Когда очередной оратор замолкал, он прекращал свою работу, чтобы не нарушить торжественной тишины, а как только начинал говорить следующий, реб Ицхак возобновлял работу!

В другой раз реб Ицхак узнал, что умер еврей, чинивший на базарах примусы. Если к нему приходила еврейка, мастер спрашивал её: «А ты будешь готовить на этом примусе в субботу?»

Если она отвечала: «Да», он не брался за работу.

Конечно же, реб Ицхак не мог допустить, чтобы такого еврея похоронили не по-еврейски. Была проведена настоящая военная операция по «краже» гроба. Покойник был возвращён родственникам лишь после того, как его обмыли и выбили одну из нижних досок у гроба.

Как-то раз реб Ицхак увидел, как две знакомые пожилые еврейки несли мацу. Свёртки с мацой были большие, и старушки никак не могли забраться в переполненный трамвай.

Недолго думая, реб Ицхак выхватил у них свёртки, влетел в трамвай и отвёз мацу к ним домой. У него не было времени на разговоры, и проделано всё было моментально. Когда расстерянные женщины вернулись домой, они обнаружили драгоценные свёртки в целости и сохранности…

Рассказывает Авраам Прессман

ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД

Как и у всех, у нас в цеху был обеденный перерыв. Реб Ицхак за час обеденного перерыва мог обежать весь Ташкент. Куда он бегал? Есть один пожилой еврей, который не может сам одеть тфилин — ему надо помочь. Есть старый еврей или еврейка, они лежат в больнице и не едят некошерную пищу, — надо им принести. Потом в конце обеденного перерыва реб Ицхак прибегал.

Наше начальство слегка закрывало на это глаза, чтобы он мог немного перекусить и отдохнуть, а потом браться за работу. Вот так уходил у него обеденный перерыв.

Как я вам говорил, он во время перерыва всегда бегал навестить разных людей, в том числе больных. Был там у нас один старый еврей, которому нужна была особая пища, у него были проблемы с желудком. Он жил у каких-то своих дальних родственников, которые к нему не очень хорошо относились…

Откуда-то рав Ицхак об этом узнал и стал приносить ему поесть, а больному нужна была рисовая каша, сваренная не на воде, а на молоке.

В порядке воспитания на какое-то время он возложил эту миссию на меня. И я в течение долгого времени ходил каждый день в тот далекий район Чиланзар — ташкентские Черемушки.

Моя мама варила ему эту кашу, а мы жили в Старом городе, и мне было довольно далеко ехать. Пока рав Ицхак мог уговорить их, чтобы они его держали и мы носили ему еду, — тот жил.

Но они отдали этого старика в дом престарелых, и он там скоро умер…

Рассказывает Йеуда Аврех

С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ...

Как-то я спросил у Рава, можно ли использовать русские пословицы и правильны ли они? Он ответил:

— Смотря какие. Например, «С волками жить — по волчьи выть» — этой пословицей оправдывали себя евреи Германии, и эта пословица абсолютна неправильная.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» — эта пословица в принципе правильная. Но из этого правила бывают исключения.

А вот пословица «С кем поведешься — от того и наберешься» — это правильная пословица.


Читайте обзор по теме Аборт


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»