Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком»Пиркей Авот 2, 6
Сила зрения соединяет видимую вещь со всей мощью ощущения жизни. Посредством видения греха, человек соединился с материей и опустился со своей вечной духовной ступени.

Суть греха Древа познания: отделение хохмы от бины, видения от слышания

Мы объяснили в вышеупомянутом эссе, что корень всякого греха — в видении. И так это было и с грехом Древа познания: «и увидела женщина, что хорошо древо для пищи…». Сейчас мы попытаемся понять данный вопрос на более глубоком уровне: корень греха Адама и Хавы — в отделении хохмы от бины. По словам р.И.А. Хавера: «Древо жизни — это Тора, и все, что сказано в Пятикнижии о Древе Жизни и Древе познания, сказано о Торе. Древо познания добра и зла — это внешние премудрости по отношению к мудрости Торы, которые царь Шломо уподобил блудящей женщине в книге Притч».

Объяснение: восприятие действительности, «видение», происходит без постижения смысла видимого предмета. Восприятие внешней реальности в абсолютном виде без того, чтобы человек дал ей внутреннее содержание, ее смысл, посредством своего понимания. «Зрение может постичь только открытое для видения глаза в этом мире». «Зрение чувствует ощущаемое снаружи» (Маараль). Тем самым, видимый предмет выражает свой внешний смысл: «приятно дерево для познания», «вожделенно оно для глаз» и т.п. В этом суть «внешних премудростей».

Там объясняется, что сила зрения способна заставить видящего получить воздействие от зрелища, открывшегося его глазам. Получая воздействие от внешнего зрелища, человек потерял способность судить в знании, мудрости и понимании (даат, хохма и бина). Он спустился со своей возвышенной духовной ступени — совершенства «образа Б-га».

Слово Элоким, Б-г, означает «Судья». Человек должен быть выбирающим, судьей мироздания. Своим выбором, своим восприятием внутренней сущности мироздания, силой своего понимания, он решает судьбу всего мира в лучшую или худшую сторону, поскольку она зависит и получает воздействие от его действия, речи и мыслей.

Сила зрения соединяет видимую вещь со всей мощью ощущения жизни. Посредством видения греха, человек соединился с материей и опустился со своей вечной духовной ступени, и ему была присуждена смерть, как говоритВиленский Гаон: «За свой грех Первый человек был проклят “смертью умрешь”, и у него отобрали слух и зрение». Упомянул эти два чувства, поскольку они тонкие, относящиеся к разуму и присоединенные к Письменной и Устной Торе видением и слышанием, как известно. И они соответствуют двум первым буквам Имени йуд-эй, от которого зависит душа, будучи божественной частью, как написано: «Каждая душа восславит Г-спода (йуд-эй)». (О связи Письменной и Устной Торы со зрением и слухом будет идти речь в следующей главе).

Объединение постижений зрения и слуха, хохмы и бины, у горы Синай — исправление греха Древа познания

Получение Торы у горы Синай и получение Десятисловия — это исправление данного греха. Тора есть смысл мироздания. Тора называется бина, она есть раскрытие воли Всевышнего, глубинное внутреннее содержание мироздания. Десятисловие есть внутренняя сущность Десяти речений, которыми был сотворен мир — смысл глубин природы, мира, человека и их цель. Это раскрытие на уровне видения, постижения органами чувств, восприятия жизни. Это совершенное исправление качеств даат,хохма и бина.

Тогда человек вернулся на совершенный уровень «образа Б-га» («Я сказал: Вы — боги» и был аннулирован приговор о смертности человека.

Поразмыслите хорошенько нал этим. Мы еще поговорим далее об этом исправлении при стоянии у горы Синай.


«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.