Из цикла «Даат тфила», темы: Разум, Мудрость, Хохма, Первородный грех, Древо Познания, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Мы объяснили в вышеупомянутом эссе, что корень всякого греха — в видении. И так это было и с грехом Древа познания: «и увидела женщина, что хорошо древо для пищи…». Сейчас мы попытаемся понять данный вопрос на более глубоком уровне: корень греха Адама и Хавы — в отделении хохмы от бины. По словам р.И.А. Хавера: «Древо жизни — это Тора, и все, что сказано в Пятикнижии о Древе Жизни и Древе познания, сказано о Торе. Древо познания добра и зла — это внешние премудрости по отношению к мудрости Торы, которые царь Шломо уподобил блудящей женщине в книге Притч».
Объяснение: восприятие действительности, «видение», происходит без постижения смысла видимого предмета. Восприятие внешней реальности в абсолютном виде без того, чтобы человек дал ей внутреннее содержание, ее смысл, посредством своего понимания. «Зрение может постичь только открытое для видения глаза в этом мире». «Зрение чувствует ощущаемое снаружи» (Маараль). Тем самым, видимый предмет выражает свой внешний смысл: «приятно дерево для познания», «вожделенно оно для глаз» и т.п. В этом суть «внешних премудростей».
Там объясняется, что сила зрения способна заставить видящего получить воздействие от зрелища, открывшегося его глазам. Получая воздействие от внешнего зрелища, человек потерял способность судить в знании, мудрости и понимании (даат, хохма и бина). Он спустился со своей возвышенной духовной ступени — совершенства «образа Б-га».
Слово Элоким, Б-г, означает «Судья». Человек должен быть выбирающим, судьей мироздания. Своим выбором, своим восприятием внутренней сущности мироздания, силой своего понимания, он решает судьбу всего мира в лучшую или худшую сторону, поскольку она зависит и получает воздействие от его действия, речи и мыслей.
Сила зрения соединяет видимую вещь со всей мощью ощущения жизни. Посредством видения греха, человек соединился с материей и опустился со своей вечной духовной ступени, и ему была присуждена смерть, как говоритВиленский Гаон: «За свой грех Первый человек был проклят “смертью умрешь”, и у него отобрали слух и зрение». Упомянул эти два чувства, поскольку они тонкие, относящиеся к разуму и присоединенные к Письменной и Устной Торе видением и слышанием, как известно. И они соответствуют двум первым буквам Имени йуд-эй, от которого зависит душа, будучи божественной частью, как написано: «Каждая душа восславит Г-спода (йуд-эй)». (О связи Письменной и Устной Торы со зрением и слухом будет идти речь в следующей главе).
Получение Торы у горы Синай и получение Десятисловия — это исправление данного греха. Тора есть смысл мироздания. Тора называется бина, она есть раскрытие воли Всевышнего, глубинное внутреннее содержание мироздания. Десятисловие есть внутренняя сущность Десяти речений, которыми был сотворен мир — смысл глубин природы, мира, человека и их цель. Это раскрытие на уровне видения, постижения органами чувств, восприятия жизни. Это совершенное исправление качеств даат,хохма и бина.
Тогда человек вернулся на совершенный уровень «образа Б-га» («Я сказал: Вы — боги» и был аннулирован приговор о смертности человека.
Поразмыслите хорошенько нал этим. Мы еще поговорим далее об этом исправлении при стоянии у горы Синай.
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...