Из цикла «Даат тфила», темы: Истина, Вера, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Ибо верующий в нечто дает веру и считает, что это истина» (Радак). «Дает веру» — нам объяснили это понятие: «Поскольку обладатель веры нуждается в мощной силе, чтобы выстоять в своей вере» (Маараль). Ибо «основная суть веры — усиление, чтобы усилилось так в его сердце, и верил так с полным сердцем…» (Мальбим). И так заканчивает Рамбам перечисление 13 основ веры: «И когда поверит человек во все эти основы, и выяснится его вера в них, он входит в общину Израиля».
Даже те понятия, те основы, которые непостижимы через логический анализ и процессы хохмы и бины, «простой разум (даат)» может вложить в сердце, представить в душе человека, и построить весьма крепкую веру в них. Как мы видели в истории еврейского народа, самопожертвование простых евреев за основы веры. Во всех ситуация сокрытия Лика Всевышнего, во тьме страданий, бедствий и изгнаний, они приносили себя в жертву за веру, без вопросов и мудрствований.
Они знали разумом, переживали в душе и верили в сердце в основы веры: «ведь значение слова “знание в сердце” — что знает, что это так, без всякого размышления в разуме или в воле, только знает в сердце так» (р. Цадок аКоэн). Они знали: в восприятии соединения их жизни с этой истиной. Ведь «качество даат, как известно — это воздействие знания на сердце». Восприятие, почти ощутимое на уровне органов чувств: нет действительности жизни вне воли Творца. Это знание укрепляет и строит качество веры, которое является «тонкой склонностью изысканной и утонченной души» (Хазон Иш). Эта склонность, представляемая в глубине души верующего, получает усиление и великую мощь, могущество жизни, силу самопожертвования.
Человек называется человеком по его разуму и знанию (даат). Человек возвышается над другим человеком — разумом. Так и в вопросе веры — она увеличивается силой разума. Ведь суть веры: верность человека истинной действительности, Творцу. Эта верность увеличивается силой разума, постижения и познания человеком реальности Творца и других основ веры, силой своей мудрости и понимания. Когда это постижение проникает в сердце человека и объемлет все его существо восприятием жизни, оно строит веру. Тем самым вера в его сердце усиливается и становится самим сознанием жизни. Как мы уже поясняли, в этом заключается свойство атрибута даат: соединить восприятие идей с реальностью человека в восприятии жизни (как непосредственно ощущаемой), и таким образом он приходит к сильной и постоянной вере в сердце.
«Истина и вера объединяются. И вера во Всевышнего приобщена к Всевышнему, который есть Истина, и истина изобилует в ней… А у святого народа, служителей Б-га, которые соединяют веру с истиной, светит перед их глазами истина веры…» (р. Цадок аКоэн). Это объединение веры с истиной, это соединение происходит силой даат. «Знание святых» святого народа.
«И знай еще, что мужское и женское начало соответствуют понятиям истины и веры, и ты должен понять, почему женщина находилась в своей верности больше всего, и это, несомненно, потому что верность женщине мужчине больше, чем верность мужчины женщине, поскольку эмуна — вера относится к женскому роду, а эмет — истина — к мужскому. И пойми это, ибо мужчине разрешена другая женщина, а женщине запрещен другой мужчина» (Маараль).
Израиль, «знающие Твое имя», жертвуют собой ради веры в единство. «Ибо за Тебя нас убивают каждый день». И в вере в единство, на словах «Слушай, Израиль, Г-сподь наш Б-г, Г-сподь един» выходит их душа.
При постоянном размышлении над этими вещами, все более углубляясь в их суть, поднимется наш дух, когда мы осознаем безмерную возвышенность знания веры.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо