Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вера является жизненной реальностью верующего, она ясна ему как нечто ощутимое, воспринимаема как врожденная идея.

Вера в категории даат

«И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на небе наверху и на земле внизу, нет более» (Дварим 4:39). Данный стих содержит обязанность веры в большинство принципов еврейской религии. В нем сказано: «и познаешь» — вера в категории знания и усвоения сердцем.

Рамбам приводит в качестве практического закона обязанность веры в основные принципы религии, как обязанность «знать»:

1. Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности.

2. И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать.

3. И если представить в нашем сознании, что ничего, кроме Него, не существует,— Он один будет существовать и не исчезнет, как все остальное. Ибо в Нем нуждается все сущее, а Он, Благословенный, не нуждается ни в чем. Поэтому Его истинность отлична от истинности всего.

6. Знание— это предписывающая заповедь, как сказано: «Я — Б-г, Г-сподь твой» (Шмот 20-2).

В таком же стиле говорил и Рамхаль: «Каждый еврей должен верить и знать, что есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все Бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Б-г, благословен Он».

Следует поразмыслить над данным вопросом: вера как знание.

Вера: нечто представленное в душе

Объяснение сказанному можно найти в определении веры у Рамбама: «Вера — не есть нечто произносимое устами, но нечто представленное в душе, во что верят, что оно обстоит так, как изображается». Представление концепции в душе человека строится силой даат (знания и разума).

Представление чего-то в душе человека означает абсолютную ясность данной вещи, постижение ее истинности и восприятие почти как ощущаемой органами чувств. Представление в душе означает восприятие на уровне жизненной реальности. Вера — это не какая-то дополнительная вещь в жизни верующего. Вера не есть просто информация или отвлеченное чувство. Вера является жизненной реальностью верующего, она ясна ему как нечто ощутимое, воспринимаема как врожденная идея. «И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать». Это восприятие на уровне даат (см. еще раз определение понятия даат выше).

Основа знания веры есть у каждого человека

Основы веры заложены в душе каждого человека: «Есть истины, заложенные в душе, данные душе человека в наследие из источника, откуда она была высечена… и эти истинные идеи заложены и насаждены в самой душе от ее высшего источника. Их основания — из святых высей, из утробы матери, с самого детства, даны душе от Творца, Который дал ей в наследие знания, вечные истины, заложенные в ее корне. Что есть в действительности возвышенный Субьект, творящий все, надзирающий, воздающий и наказывающий, и что душа — дочь Б-га, существующая вечно, и т.д. Эти Б-жественные парадигмы не могут быть постигнуты через анализ и опыт, но это дух в человеке, заложены они в душе от ее корня» (Мальбим). Так пишет и Рабейну Там: «Ибо все эти знания являются частью души… ибо душа человека своим разумом и мудростью знает своего Создателя».

Подобно тому любому человеку дан «простой разум», которым он отличается от животного. Разум, которым он постигает свою жизненную реальность, относительно него самого и окружающего мироздания, как объяснялось выше. Так заложено в каждого человека знание и разум, которым он может постичь существование Творца, и познать основы веры. Разум, которым человек может воспринимать настоящуюжизненную действительность: его отношение к Творцу. Эти понятия заложены в душу из ее высшего корня, ведь он — из высших миров, «от Б-га свыше».


Прежде, чем обратиться к духовному развитию человека, следует понять в общем: что есть духовная жизнь? Читать дальше

Как изменить свой мир

Рав Зелиг Плискин

Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!

Еда как связующее звено между душой и телом

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Воложинская ешива

С. Бернфельд

"Рассадник фанатичных раввинов" и прообраз современных ешив