Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка
Вера является жизненной реальностью верующего, она ясна ему как нечто ощутимое, воспринимаема как врожденная идея.

Вера в категории даат

«И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на небе наверху и на земле внизу, нет более» (Дварим 4:39). Данный стих содержит обязанность веры в большинство принципов еврейской религии. В нем сказано: «и познаешь» — вера в категории знания и усвоения сердцем.

Рамбам приводит в качестве практического закона обязанность веры в основные принципы религии, как обязанность «знать»:

1. Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности.

2. И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать.

3. И если представить в нашем сознании, что ничего, кроме Него, не существует,— Он один будет существовать и не исчезнет, как все остальное. Ибо в Нем нуждается все сущее, а Он, Благословенный, не нуждается ни в чем. Поэтому Его истинность отлична от истинности всего.

6. Знание— это предписывающая заповедь, как сказано: «Я — Б-г, Г-сподь твой» (Шмот 20-2).

В таком же стиле говорил и Рамхаль: «Каждый еврей должен верить и знать, что есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все Бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Б-г, благословен Он».

Следует поразмыслить над данным вопросом: вера как знание.

Вера: нечто представленное в душе

Объяснение сказанному можно найти в определении веры у Рамбама: «Вера — не есть нечто произносимое устами, но нечто представленное в душе, во что верят, что оно обстоит так, как изображается». Представление концепции в душе человека строится силой даат (знания и разума).

Представление чего-то в душе человека означает абсолютную ясность данной вещи, постижение ее истинности и восприятие почти как ощущаемой органами чувств. Представление в душе означает восприятие на уровне жизненной реальности. Вера — это не какая-то дополнительная вещь в жизни верующего. Вера не есть просто информация или отвлеченное чувство. Вера является жизненной реальностью верующего, она ясна ему как нечто ощутимое, воспринимаема как врожденная идея. «И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать». Это восприятие на уровне даат (см. еще раз определение понятия даат выше).

Основа знания веры есть у каждого человека

Основы веры заложены в душе каждого человека: «Есть истины, заложенные в душе, данные душе человека в наследие из источника, откуда она была высечена… и эти истинные идеи заложены и насаждены в самой душе от ее высшего источника. Их основания — из святых высей, из утробы матери, с самого детства, даны душе от Творца, Который дал ей в наследие знания, вечные истины, заложенные в ее корне. Что есть в действительности возвышенный Субьект, творящий все, надзирающий, воздающий и наказывающий, и что душа — дочь Б-га, существующая вечно, и т.д. Эти Б-жественные парадигмы не могут быть постигнуты через анализ и опыт, но это дух в человеке, заложены они в душе от ее корня» (Мальбим). Так пишет и Рабейну Там: «Ибо все эти знания являются частью души… ибо душа человека своим разумом и мудростью знает своего Создателя».

Подобно тому любому человеку дан «простой разум», которым он отличается от животного. Разум, которым он постигает свою жизненную реальность, относительно него самого и окружающего мироздания, как объяснялось выше. Так заложено в каждого человека знание и разум, которым он может постичь существование Творца, и познать основы веры. Разум, которым человек может воспринимать настоящуюжизненную действительность: его отношение к Творцу. Эти понятия заложены в душу из ее высшего корня, ведь он — из высших миров, «от Б-га свыше».


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?