Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«У каждого человека есть и заслуги, и провинности. Тот, чьи добрые дела преобладают над грехами, — праведник; тот, чьи грехи перевешивают, — грешник; тот, чьи грехи и заслуги равновелики, — занимает промежуточное положение»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 1
Вера является жизненной реальностью верующего, она ясна ему как нечто ощутимое, воспринимаема как врожденная идея.

Вера в категории даат

«И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на небе наверху и на земле внизу, нет более» (Дварим 4:39). Данный стих содержит обязанность веры в большинство принципов еврейской религии. В нем сказано: «и познаешь» — вера в категории знания и усвоения сердцем.

Рамбам приводит в качестве практического закона обязанность веры в основные принципы религии, как обязанность «знать»:

1. Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности.

2. И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать.

3. И если представить в нашем сознании, что ничего, кроме Него, не существует,— Он один будет существовать и не исчезнет, как все остальное. Ибо в Нем нуждается все сущее, а Он, Благословенный, не нуждается ни в чем. Поэтому Его истинность отлична от истинности всего.

6. Знание— это предписывающая заповедь, как сказано: «Я — Б-г, Г-сподь твой» (Шмот 20-2).

В таком же стиле говорил и Рамхаль: «Каждый еврей должен верить и знать, что есть первый Сущий, Предваривший (творение) и Вечный. Он сотворил все Бытие и продолжает поддерживать его существование. Этот Сущий есть Б-г, благословен Он».

Следует поразмыслить над данным вопросом: вера как знание.

Вера: нечто представленное в душе

Объяснение сказанному можно найти в определении веры у Рамбама: «Вера — не есть нечто произносимое устами, но нечто представленное в душе, во что верят, что оно обстоит так, как изображается». Представление концепции в душе человека строится силой даат (знания и разума).

Представление чего-то в душе человека означает абсолютную ясность данной вещи, постижение ее истинности и восприятие почти как ощущаемой органами чувств. Представление в душе означает восприятие на уровне жизненной реальности. Вера — это не какая-то дополнительная вещь в жизни верующего. Вера не есть просто информация или отвлеченное чувство. Вера является жизненной реальностью верующего, она ясна ему как нечто ощутимое, воспринимаема как врожденная идея. «И если представить в нашем сознании, что Его нет — ничто не могло бы существовать». Это восприятие на уровне даат (см. еще раз определение понятия даат выше).

Основа знания веры есть у каждого человека

Основы веры заложены в душе каждого человека: «Есть истины, заложенные в душе, данные душе человека в наследие из источника, откуда она была высечена… и эти истинные идеи заложены и насаждены в самой душе от ее высшего источника. Их основания — из святых высей, из утробы матери, с самого детства, даны душе от Творца, Который дал ей в наследие знания, вечные истины, заложенные в ее корне. Что есть в действительности возвышенный Субьект, творящий все, надзирающий, воздающий и наказывающий, и что душа — дочь Б-га, существующая вечно, и т.д. Эти Б-жественные парадигмы не могут быть постигнуты через анализ и опыт, но это дух в человеке, заложены они в душе от ее корня» (Мальбим). Так пишет и Рабейну Там: «Ибо все эти знания являются частью души… ибо душа человека своим разумом и мудростью знает своего Создателя».

Подобно тому любому человеку дан «простой разум», которым он отличается от животного. Разум, которым он постигает свою жизненную реальность, относительно него самого и окружающего мироздания, как объяснялось выше. Так заложено в каждого человека знание и разум, которым он может постичь существование Творца, и познать основы веры. Разум, которым человек может воспринимать настоящуюжизненную действительность: его отношение к Творцу. Эти понятия заложены в душу из ее высшего корня, ведь он — из высших миров, «от Б-га свыше».


Съев определенное количество хлеба, мы читаем особую молитву, которая называется Биркат а-мазон и состоит из нескольких благословений. Произнося Биркат а-мазон, мы, тем самым, признаем, что наше пропитание зависит от Творца, и нам следует благодарить Его за всякую пищу. Читать дальше