Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Уровень раздражительности зависит от конкретного человека. Подробная классификация.

А теперь поговорим о гневе. Есть гневливые, о которых сказано (Шабат 105б), что вспыльчивый подобен идолопоклоннику. Он возгорается из-за всего, что сделано против его желания, и впадает в такую ярость, что теряет самообладание, и лишается разума. Такой человек способен уничтожить весь мир, если только у него достанет для этого сил. Ведь разум не властен над ним, он просто лишен рассудка, подобно хищному зверю. О нем сказано (Иов 18:4): «Раздирающий душу в гневе! Разве из-за тебя опустеть земле…?»[1]. Такой, безусловно, с легкостью совершит все преступления в мире, если только ярость подвигнет его на это. Ведь негодование — его единственная движущая сила, куда поведет его, туда он и направится.

Иной гневающийся далек от этого, и его гнев не воспламеняется из-за всего, что противоречит его желанию, малому или большому. Но если уж он задет, то возгорается, и гнев его силен! О таком сказали наши мудрецы (Авот 5:11): «Тяжело впадает во гнев, но и с трудом остывает». Несомненно, что и это тоже плохо, ведь в час негодования он может разрушить многое, чего не сможет потом исправить.

Есть и такой, что гневается в еще меньшей степени. Его нелегко разозлить, да если и разозлится, его негодование не столь уж сильно. Он не теряет рассудка, контролирует себя и ущерб от его гнева намного меньше, чем у предыдущих; однако несомненно, что и он еще не достиг «чистоты», и даже «осторожности», — ведь до тех пор, пока гнев оставляет в нем свой след, он остается «гневливым».

Но иной гневается в еще меньшей степени. Его трудно прогневить, раздражение его не разрушительное, а легкое, и сколько оно длится? — Одно мгновение, не более! В тот момент, когда природа будит в нем гнев, пробуждается и его сознание против гнева. О таком сказали наши мудрецы (там): «С трудом впадает в гнев и с легкостью остывает». Этот [тип], несомненно, лучший из всех! Ведь натура может пробуждать в человеке негодование, и если он владеет собой настолько, что даже, поддавшись легкому раздражению, способен овладеть собой, но и это мимолетное озлобление продолжается недолго, а быстро проходит, такой человек, безусловно, достоин похвал. Сказали наши мудрецы (Хулин 89а): «“…поддерживающий землю ни на чем” (Иов 26:7) — это о тех, кто сдерживает свои уста в час ссоры»[2], то есть даже тогда, когда природа человека уже пробудила в нем негодование, он, преодолевая себя, смыкает уста.

Однако Илель а-Закен[3] в своих душевных качествах поднялся выше всего, о чем шла речь ранее. Ничто не могло вызывать в нем раздражения, негодование даже не просыпалось в нем. Вот что значит быть совершенно «чистым» от гнева!

Мудрецы предостерегали нас, чтобы мы не гневались даже ради исполнения заповеди, даже учитель [не может негодовать] на ученика, и даже отец на сына. Но это не означает, что запрещено наказывать: [следует] наказывать и еще раз наказывать! Но без ярости, а только так, чтобы наставить на верную дорогу. Гнев, который они [воспитуемые] заметят, должен проявиться только на лице, но не [гнездиться] в сердце. Как сказал Шломо (Коэлет 7:9): «Не спеши гневаться в душе, ведь гнев обитает в груди глупцов». И еще сказано (Иов 5:2): «Ибо глупца убьет гнев…»[4]. А мудрецы сказали (Эрувин 65б): «Человек познается посредством трех вещей: стакана[5], кошелька[6] и гнева[7]».


[1] Очевидно, Рамхаль имеет в виду простой смысл этого стиха, вне контекста. Писание говорит гневливому человеку: «Разве из-за тебя опустеть земле…?», т.е. он не в силах разрушить землю, однако желание его именно таково.

[2] В оригинале блима, что означает «ни на чем», и так же может означать «сдержанность».

[3] Здесь закен — «старец», «мудрец», т.е. Илель-Мудрый.

[4] Тот, кто в глубине души не верит, что все посыланное ему Всевышним — к добру, всегда найдет в этом мире причину для гнева; именно это и уничтожает его (Мальбим).

[5] Т.е. тогда, когда пьет вино.

[6] Т.е. в его отношении к деньгам.

[7] Названия трех указанных предметов на иврите звучат почти одинаково.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше