Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прошло более 70 лет после Катастрофы, но численность еврейского народа так и не достигла довоенных показателей

Согласно данным, опубликованным израильским Центральным статистическим бюро, число евреев, проживающих в мире, по-прежнему ниже показателей 1939 года, до начала Второй мировой войны и Холокоста, унесшего жизни 6 миллионов. На сегодняшний день во всем мире проживают 14 511 000 потомком Авраама, Ицхака и Яакова, что на 2 миллиона меньше по сравнению с предвоенными данными.

Большинство евреев — жители Израиля (6 446 000 чел.) и США (5 700 000 чел.) Следующими в списке крупных диаспор идут Франция (456 тыс. чел.), Канада (390 тыс. чел.), Великобритания (290 тыс. чел.), Аргентина (181 тыс. чел.), Российская Федерация (176 тыс. чел.), Германия (117 тыс. чел.) и Австралия (113 тыс. чел.) В 1939 году, когда территория Эрец-Исраэль находилась под контролем Великобритании, численность евреев составляла 449 тысяч человек. В 1948 году после образования Израиля на территории еврейского государства проживало 650 тысяч человек. За эти годы этот показатель вырос в десять раз. Параллельно число евреев диаспоры снизилось с 10.8 млн чел. по данным 1948 года до 8 млн. чел.

Основной вывод, который можно сделать, исходя из вышеприведенных данных, звучит следующим образом: несмотря на естественный прирост, еврейскому народу так и не удалось восстановить довоенную численность. Главной причиной тому является ассимиляция — за границей более половины евреев, принадлежащих к неортодоксальным общинам, заключают смешанные браки. Согласно данным исследовательского центра Pew, до 1970 года ассимиляция затронула лишь 17% американских евреев. Сегодня же речь идет о 58% (среди реформистов вступившие в смешанные браки составляют 50%, у представителей так называемого консервативного иудаизма их 27%, а вот в нерелигиозной среде аналогичный показатель дошел до 69%).

Численность евреев в России — под большим сомнением, поскольку израильское ЦСУ, судя по всему, пользовалось результатами официальной российской переписи населения. По данным руководителей российских еврейских организаций, куда более адекватным — и оптимистичным — показателем является число купивших мацу перед Песахом. Исходя из их числа, в Российской Федерации проживает около 1 млн евреев.

Надо заметить, что прирост еврейского населения в Израиле вызывает оптимизм. Когда в Эрец-Исраэль будет проживать абсолютное большинство евреев, это возложит на всех нас определенные галахические обязанности. В частности, отделение «трумот» и «маасрот» от сельскохозяйственной продукции станет обязанностью из Торы (на сегодня речь идет о заповеди «ми-дерабанан», установленной раввинами). Кроме того, в книге «Сефер а-хинух» сказано, что в случае проживания большинства евреев в Стране Израиля это приведет к восстановлению Храма...


Насыщенность этого дня невероятна, и если бы еврейский народ не видел в исполнении заповедей смысл своего существования, все это просто невозможно было бы вместить в один короткий день: пост первенцев, первый день поста Эстер во время Пуримских событий, пост праведников, частичный запрет работы, уничтожение хамеца — это далеко не полный список дня 14 Нисана Читать дальше

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Подготовка к Песах в лагере

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Седер Песах в советском лагере»

Глава из книги Рава Ицхака Зильбера об удивительном проведении Пасального седера в Сталинском лагере

Кимха де-Писха — обычай помощи нуждающимся к празднику Песах

Толдот Йешурун

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). Cегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Кицур Шульхан Арух 113. Законы кануна Песаха, поста первенцев и выпечки мацы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Очищение посуды

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Иерусалим — в книгу Гиннеса

Гавриэль Блох

Предпасхальная уборка в Иерусалиме

«Мцора» («Прокаженный»)

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мцора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.