Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл трубления в шофар заключается в пробуждении спящих (в духовном измерении)

Голос способен собирать и возвращать объекты-речения к их корням

«Голос — это общее, речение — это частное» (Зоар).

Как мы уже объясняли, голос — это корень речи перед разделением на частности. Голос «располагается» на границе между чистой душой и материальным телом. Как в форме человека, так и в мироздании как таковом. В силах голоса — побудить речения, речения в мироздании и в человеке, которые отдалились от своего корня, материализовались, и спустились, и рассеялись, и погрузились в пучины материального мира. Пробудить и собрать этих рассеянных и пропащих и вернуть их к своему корню.

Голос, когда он прорывается из глубин внутренних и святых корней, напоминает начало вещей, — ведь он есть выражение воли (как объяснялось в предыдущей главе от имени раби Авраама сына Виленского Гаона). Через внутреннее высокое раскрытие, которое он выражает, он побуждает все мироздание вернуться к своему корню. Подобно тому, как это было при стоянии у горы Синай, так и «каждый день выходит голос из горы Хорев (Синай) и говорит: Горе людям из-за обиды, которую они нанесли Торе» (Авот 6:2).

Трубный глас

В день Рош аШана (Новолетия), в день сотворения человека, когда душа впервые вошла в рамки тела и родилась речь, нам заповедано слушать шофар. А трубление в шофар «есть в нем намек: пробудитесь, спящие, от сна, и дремлющие очнитесь от забытья, и исследуйте ваши деяния, и раскайтесь, и помните своего Творца. Те, кто забывают истину в суетности времен и весь год блуждают в суете и пустоте, которые не помогут и не спасут, — взгляните на свои души и улучшите свои пути и деяния. Пусть каждый из вас оставит дурную дорогу и нехорошие мысли» (Рамбам, Законы раскаяния, 3:4). Звук шофара обладает свойством пробуждать, напоминать и возвращать.

Трубление в шофар в день сотворения человека и в грядущем

В день сотворения человека, в тот самый день, когда его душа вошла в материальное тело, и в каждый день Рош аШана, его пробуждают и напоминают ему его корень, и возвращают его к Всевышнему посредством голоса — звука шофара. Чтобы речь не пропала и чтобы говорящий не оторвался от своего корня. Так будет и в грядущем, когда «вострубят в великий рог, и придут пропавшие из земли Ашура, и отверженные из земли Египта, и поклонятся Г-споду на святой горе, в Иерусалиме».

Таково также влияние этих действий на Небе. Посредством этого голоса — звука шофара — человек вспоминается перед Всевышним. «Зихронот — памятования — чтобы память о вас поднялась предо Мной во благо, и чем? Шофаром» (Рош аШана 16). Посредством этого голоса, человек, отдалившийся от Творца, возвращается и вспоминатся перед Ним. Шофар в Рош аШана пробуждает все мироздание, возвращает его и восстанавливает в его начальной точке, в том виде, в каком оно вышло из-под рук Творца: «Это день начала Твоих деяний, память о Первом дне».

«Шофар, поскольку он служит для памятования, считается как будто совершающим служение внутри (Святая святых)» (Рош аШана 26). Сила памяти, сила, проистекающая из вутренней структуры, которая одна способна напоминать, пробуждать и возвращать вещи к своему корню. (Это сила памяти, которая восстанавливает для человека забытые события из прошлого как будто вживую). «Как будто внутри»: он возвращает и устанавливает человека вновь в его святом внутреннем содержимом, в чертоге Святая святых.


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин