Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

исследователь: Мудрец всегда должен быть готов признать истину. На самом деле я никогда не думал о каббалистах так, как думают о них недалекие исследователи. Но сейчас я воочию вижу величие этой чудесной мудрости и признаю, что эта мудрость истинна. Но ты все еще не разрешил две первые проблемы: каким образом возможно возникновение (чего-либо) из сфирот и почему говорят, что с ними смешана Ситра Ахара.

каббалист. Ты уже видишь, что главное в этой мудрости — различать отдельные корни всех явлений, откуда они исходят и к чему ведут, с какой целью и ради какой пользы 36. Поэтому тот, кто смешивает понятия, поступает прямо противоположно задачам этой мудрости и не постигает ее. Мы будем говорить о двух вещах, если ты до сих пор не различаешь между ними и смешал их вместе. Первое: знай, что Б-жественность, то есть Создатель (но не Его собственная сущность, ибо мы можем говорить только о Его собственном Желании), — это мысли, упорядоченные согласно тому, что Он хотел сделать, творя мир; все они находятся в выверенном, ступенчатом порядке. И это же — силы и качество Высшего Желания, согласно которым произошло Творение и управляется сотворенное. Второе — это «отдельные» 37, они отделены от Создателя, но не от Б-жественности, от ее сути и сил, ибо они созданы ее силой. И если ты смешаешь два этих явления, то ничего как следует не поймешь. Знай, что все аспекты управления и порядка — это и есть суть сфирот; они (аспекты управления) со всеми их деталями собраны в десять сфирот и пять парцуфов. Это совокупности сил Высшего Желания, то есть Его качества, со всеми их деталями и связями между собой. Так, например, «прощение» происходит из Хеседа, а власть — из Дина. А совокупность всех сил, все соотношения и связи между ними, − это десять сфирот. Все включено в десять сфирот и пять парцуфов. И с их помощью мы узнаем все ступени всех сил 38 в правильном порядке, до «отдельных», то есть от самого начала до самого конца. На самом деле, «отдельных» Всевышний создал «из ничего», и мы не можем объяснить, как Он это сделал, ибо только Он это знает. И запомни: говорить мы сможем только на две темы, упомянутые выше, но не о Творении из ничего.

Из этих двух должны мы познать еще одно — отношение между сфирот и «отдельными». Ибо, несмотря на то, что «отдельные» возникли как «нечто из ничего», и как это произошло, нам неизвестно, — мы знаем, что произвели их сфирот. И знаем, что всякая сила создает особенное, относящееся именно к ней, порождение. А затем эта сила и ее порождение способны создать еще порождения, соответствующие им. Так создается цепь причинно-следственных связей, когда одна сила порождает другую, так что возникает целый ряд сил, и последняя из них порождает «отдельных». Таким образом, «отдельное» создание имеет корень, как следствие имеет причину, и корень этот берет свое начало даже в самой первой из вышеупомянутых сил, хотя возникает «отдельное» только из последней. Это очевидно для любого, кто знает законы «предшествующего» и «последующего», «причины» и «следствия». А главное, следует различать каждую вещь согласно верным корням. Таким образом, если мы встречаем некое исследование, относящееся к этой мудрости, первым делом необходимо понять, о чем идет речь. О Б-жественности, о созданиях или о Йесоде (фундаменте) между ними. И тогда мы сразу поймем смысл, в зависимости от того, о чем идет разговор. Ибо все, что говорится о Б-жественности, ‒ это не что иное, как иерархия сил, существующая ради необходимого порядка, которого следует придерживаться. На этом уровне не может быть и речи о самих различиях и изменениях, все это только порядок сил и качеств, то есть светов, которые, как мы говорили, — части Желания. И мы уже назвали их «светами». А там, где речь идет об «отдельных», есть действительно отдельные части, с сущностными отличиями в ступенях. Это значит, что существуют силы более тонкие и великие, как например, та, что называют «Нер» (свеча) залов. И есть более грубые, которые постепенно опускаются так, что возникает «материальность» светов внизу; таковы света ангелов и света «Трона» 39, о которых сказали мудрецы, что они были созданы первыми, а уже из них были созданы остальные творения. А говоря о каких-либо соотношениях между двумя первыми (ведь, как упоминалось, любая сила производит соответствующие ей порождения), следует упомянуть, что так же, как все аспекты сил Желания включены в десять сфи-рот, так и все аспекты «отдельных» составляют десять сфирот и все остальные их части. И если мы исследуем миры согласно всему, что в них входит, мы скажем, как говорилось выше, что они построены из уровней Нефеш, Руах, Нешама и всех остальных ступеней, которые различаются в них, то есть «облачений», «залов» и других вещей, о которых говорят каббалисты. Все это включается в десять сфирот. Это значит, что так же, как есть десять сфирот в Б-жественных мирах, есть десять сфирот и в Б-жественности, распространяющейся там, чтобы «напоить» создания. Создания находятся на разных ступенях — одно выше другого — по близости к Б-жественности, которая есть Нешама [миров]. А среди «отдельных» более близкие к ней являются Руах, а те, что дальше, — Нефеш. Еще более далекие называются «телом», те, что за ними, — «облачением», а самые далекие — «залом». И на каждой из этих ступеней есть еще ряд различий, согласно их природе, но всегда все, что есть на каждой ступени, составляет десять сфирот, со всеми относящимися к ним аспектами. Теперь нам осталось только внимательно выслушать все объяснения, различая, о какой из сфирот идет речь, — Нешама, Нефеш или какой-нибудь другой. И тогда любое объяснение станет понятным, согласно уровню, к которому оно относится. А теперь займемся основой, к которой относится твой первый вопрос. По твоим словам, у тебя создается впечатление, что сфирот «спускаются» до материального мира, и тебе было тяжело понять, как Б-жественность может эволюционировать настолько, чтобы превратиться в материю. Ответ заключается в следующем: это было сказано только о том месте в цепочке, где это возможно. А именно — от сфиры Руах и далее: в мирах Брия, Йецира и Асия. Сам же Руах возникает из Нешамы как «нечто из ничего», не более того. И, тем не менее, в этом Руахе присутствует создающая его сила, проявляясь в степени, соответствующей его месту в иерархии. Таким образом, эта сила соотносится с Руахом, исходящим из нее как «нечто из ничего». И только от Руаха и далее, там, где все уже отдельно, возникают цепи причинно-следственных связей, вдумайся в это.

Второй вопрос был о том, как можно сказать, что Ситра Ахара связана со сфирот. Это тоже разъяснится, если ты правильно определишь в иерархии место, о котором идет речь, и тогда ты поймешь, что имеется в виду относительно каждого места. Если речь идет о «начале» сфиры, до того, как возникли создания, значит, мы говорим не о сущностях, которые меняются, а о силах, упорядоченных согласно замыслу в них, поскольку Высший Замысел избрал путь размышлений согласно ходу человеческой мысли. И хотя Он мог бы сделать это своим, непостижимым, путем, тем не менее, Он сделал это способом, более доступным человеческому пониманию. Когда человек задумывает сделать что-либо наиболее совершенным способом, он должен предвидеть как верные пути, приводящие его к цели, так и неверные, мешающие ее достижению, для того, чтобы различить между ними. Как он это делает? — Он мысленно представляет все эти пути и видит, к чему приведет каждый из них. Тогда он выбирает некий путь или отвергает его, заменяя другим. Всевышний хотел показать нам два пути — добра и зла, так, как это свойственно человеку. Поэтому сначала Он приготовил свои силы в определенном порядке, из которого не возникло ни одного создания. Ибо из этого порядка Он не вывел никаких созданий, а просто оставил его, дабы этот порядок сам произвел всю соответствующую ему иерархию созданий. А вышли из этого порядка только великие разрушения и разные виды зла, которые возникли бы 40 в мире, если бы он действовал и производил создания. Поэтому все возникло не из них, а из другого порядка сил. А то, что мы называем корнем Ситра Ахара, − это только те силы, что порождают ее, а не конкретную сущность, которая в будущем станет Ситра Ахара, ибо из этого корня еще не возникли отдельные сущности.

Продолжил каббалист: Пока я ответил тебе только так, чтобы ты понял в целом, что это за мудрость, но не настолько, чтобы я смог объяснить тебе причины и детали всего этого, ибо все еще недостает нескольких необходимых введений.


36 Вот как подобное место выглядит в Даат Твунот: «сказала душа: круговорот событий, происходящих в мире, на первый взгляд демонстрирует отсутствие всякого провидения, и тем более трудно проследить, к чему все движется, чего хочет творец от созданного им мира, к чему он его ведет и что произойдет в будущем». рав Фридляндер объяснял это так: «“к чему движется” — провидение, “чего хочет” — какая работа возложена на нас, “к чему ведет” — Машиах, “что будет” — воскрешение мертвых».

37 Создания.

38 Высшего Желания.

39 «Трон Всевышнего» − одно из наименований мира Брия.

40 Всевышний создал идею зла и возможность его реализации, а сама реализация зла происходит только из-за греха человека.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос. Читать дальше