Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

исследователь: Мудрец всегда должен быть готов признать истину. На самом деле я никогда не думал о каббалистах так, как думают о них недалекие исследователи. Но сейчас я воочию вижу величие этой чудесной мудрости и признаю, что эта мудрость истинна. Но ты все еще не разрешил две первые проблемы: каким образом возможно возникновение (чего-либо) из сфирот и почему говорят, что с ними смешана Ситра Ахара.

каббалист. Ты уже видишь, что главное в этой мудрости — различать отдельные корни всех явлений, откуда они исходят и к чему ведут, с какой целью и ради какой пользы 36. Поэтому тот, кто смешивает понятия, поступает прямо противоположно задачам этой мудрости и не постигает ее. Мы будем говорить о двух вещах, если ты до сих пор не различаешь между ними и смешал их вместе. Первое: знай, что Б-жественность, то есть Создатель (но не Его собственная сущность, ибо мы можем говорить только о Его собственном Желании), — это мысли, упорядоченные согласно тому, что Он хотел сделать, творя мир; все они находятся в выверенном, ступенчатом порядке. И это же — силы и качество Высшего Желания, согласно которым произошло Творение и управляется сотворенное. Второе — это «отдельные» 37, они отделены от Создателя, но не от Б-жественности, от ее сути и сил, ибо они созданы ее силой. И если ты смешаешь два этих явления, то ничего как следует не поймешь. Знай, что все аспекты управления и порядка — это и есть суть сфирот; они (аспекты управления) со всеми их деталями собраны в десять сфирот и пять парцуфов. Это совокупности сил Высшего Желания, то есть Его качества, со всеми их деталями и связями между собой. Так, например, «прощение» происходит из Хеседа, а власть — из Дина. А совокупность всех сил, все соотношения и связи между ними, − это десять сфирот. Все включено в десять сфирот и пять парцуфов. И с их помощью мы узнаем все ступени всех сил 38 в правильном порядке, до «отдельных», то есть от самого начала до самого конца. На самом деле, «отдельных» Всевышний создал «из ничего», и мы не можем объяснить, как Он это сделал, ибо только Он это знает. И запомни: говорить мы сможем только на две темы, упомянутые выше, но не о Творении из ничего.

Из этих двух должны мы познать еще одно — отношение между сфирот и «отдельными». Ибо, несмотря на то, что «отдельные» возникли как «нечто из ничего», и как это произошло, нам неизвестно, — мы знаем, что произвели их сфирот. И знаем, что всякая сила создает особенное, относящееся именно к ней, порождение. А затем эта сила и ее порождение способны создать еще порождения, соответствующие им. Так создается цепь причинно-следственных связей, когда одна сила порождает другую, так что возникает целый ряд сил, и последняя из них порождает «отдельных». Таким образом, «отдельное» создание имеет корень, как следствие имеет причину, и корень этот берет свое начало даже в самой первой из вышеупомянутых сил, хотя возникает «отдельное» только из последней. Это очевидно для любого, кто знает законы «предшествующего» и «последующего», «причины» и «следствия». А главное, следует различать каждую вещь согласно верным корням. Таким образом, если мы встречаем некое исследование, относящееся к этой мудрости, первым делом необходимо понять, о чем идет речь. О Б-жественности, о созданиях или о Йесоде (фундаменте) между ними. И тогда мы сразу поймем смысл, в зависимости от того, о чем идет разговор. Ибо все, что говорится о Б-жественности, ‒ это не что иное, как иерархия сил, существующая ради необходимого порядка, которого следует придерживаться. На этом уровне не может быть и речи о самих различиях и изменениях, все это только порядок сил и качеств, то есть светов, которые, как мы говорили, — части Желания. И мы уже назвали их «светами». А там, где речь идет об «отдельных», есть действительно отдельные части, с сущностными отличиями в ступенях. Это значит, что существуют силы более тонкие и великие, как например, та, что называют «Нер» (свеча) залов. И есть более грубые, которые постепенно опускаются так, что возникает «материальность» светов внизу; таковы света ангелов и света «Трона» 39, о которых сказали мудрецы, что они были созданы первыми, а уже из них были созданы остальные творения. А говоря о каких-либо соотношениях между двумя первыми (ведь, как упоминалось, любая сила производит соответствующие ей порождения), следует упомянуть, что так же, как все аспекты сил Желания включены в десять сфи-рот, так и все аспекты «отдельных» составляют десять сфирот и все остальные их части. И если мы исследуем миры согласно всему, что в них входит, мы скажем, как говорилось выше, что они построены из уровней Нефеш, Руах, Нешама и всех остальных ступеней, которые различаются в них, то есть «облачений», «залов» и других вещей, о которых говорят каббалисты. Все это включается в десять сфирот. Это значит, что так же, как есть десять сфирот в Б-жественных мирах, есть десять сфирот и в Б-жественности, распространяющейся там, чтобы «напоить» создания. Создания находятся на разных ступенях — одно выше другого — по близости к Б-жественности, которая есть Нешама [миров]. А среди «отдельных» более близкие к ней являются Руах, а те, что дальше, — Нефеш. Еще более далекие называются «телом», те, что за ними, — «облачением», а самые далекие — «залом». И на каждой из этих ступеней есть еще ряд различий, согласно их природе, но всегда все, что есть на каждой ступени, составляет десять сфирот, со всеми относящимися к ним аспектами. Теперь нам осталось только внимательно выслушать все объяснения, различая, о какой из сфирот идет речь, — Нешама, Нефеш или какой-нибудь другой. И тогда любое объяснение станет понятным, согласно уровню, к которому оно относится. А теперь займемся основой, к которой относится твой первый вопрос. По твоим словам, у тебя создается впечатление, что сфирот «спускаются» до материального мира, и тебе было тяжело понять, как Б-жественность может эволюционировать настолько, чтобы превратиться в материю. Ответ заключается в следующем: это было сказано только о том месте в цепочке, где это возможно. А именно — от сфиры Руах и далее: в мирах Брия, Йецира и Асия. Сам же Руах возникает из Нешамы как «нечто из ничего», не более того. И, тем не менее, в этом Руахе присутствует создающая его сила, проявляясь в степени, соответствующей его месту в иерархии. Таким образом, эта сила соотносится с Руахом, исходящим из нее как «нечто из ничего». И только от Руаха и далее, там, где все уже отдельно, возникают цепи причинно-следственных связей, вдумайся в это.

Второй вопрос был о том, как можно сказать, что Ситра Ахара связана со сфирот. Это тоже разъяснится, если ты правильно определишь в иерархии место, о котором идет речь, и тогда ты поймешь, что имеется в виду относительно каждого места. Если речь идет о «начале» сфиры, до того, как возникли создания, значит, мы говорим не о сущностях, которые меняются, а о силах, упорядоченных согласно замыслу в них, поскольку Высший Замысел избрал путь размышлений согласно ходу человеческой мысли. И хотя Он мог бы сделать это своим, непостижимым, путем, тем не менее, Он сделал это способом, более доступным человеческому пониманию. Когда человек задумывает сделать что-либо наиболее совершенным способом, он должен предвидеть как верные пути, приводящие его к цели, так и неверные, мешающие ее достижению, для того, чтобы различить между ними. Как он это делает? — Он мысленно представляет все эти пути и видит, к чему приведет каждый из них. Тогда он выбирает некий путь или отвергает его, заменяя другим. Всевышний хотел показать нам два пути — добра и зла, так, как это свойственно человеку. Поэтому сначала Он приготовил свои силы в определенном порядке, из которого не возникло ни одного создания. Ибо из этого порядка Он не вывел никаких созданий, а просто оставил его, дабы этот порядок сам произвел всю соответствующую ему иерархию созданий. А вышли из этого порядка только великие разрушения и разные виды зла, которые возникли бы 40 в мире, если бы он действовал и производил создания. Поэтому все возникло не из них, а из другого порядка сил. А то, что мы называем корнем Ситра Ахара, − это только те силы, что порождают ее, а не конкретную сущность, которая в будущем станет Ситра Ахара, ибо из этого корня еще не возникли отдельные сущности.

Продолжил каббалист: Пока я ответил тебе только так, чтобы ты понял в целом, что это за мудрость, но не настолько, чтобы я смог объяснить тебе причины и детали всего этого, ибо все еще недостает нескольких необходимых введений.


36 Вот как подобное место выглядит в Даат Твунот: «сказала душа: круговорот событий, происходящих в мире, на первый взгляд демонстрирует отсутствие всякого провидения, и тем более трудно проследить, к чему все движется, чего хочет творец от созданного им мира, к чему он его ведет и что произойдет в будущем». рав Фридляндер объяснял это так: «“к чему движется” — провидение, “чего хочет” — какая работа возложена на нас, “к чему ведет” — Машиах, “что будет” — воскрешение мертвых».

37 Создания.

38 Высшего Желания.

39 «Трон Всевышнего» − одно из наименований мира Брия.

40 Всевышний создал идею зла и возможность его реализации, а сама реализация зла происходит только из-за греха человека.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!