Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил раби Симлай: Тора начинается добрыми делами и завершается добрыми делами»В. Талмуд, Сота 14а
Понимание явлений, которые недоступны ученым. Концепция Б-га в иудаизме.

исследователь: Я уже говорил тебе, что не знаю, в чем смысл таких понятий, как Кав и Решимо, Адам Кадмон, света Уха, Носа и Уст 41 и другие, о которых я читал, но не смог ясно понять суть. Я произносил эти слова, не понимая их.

каббалист: Очевидно, понимание придет только тогда, когда ты уяснишь себе назначение всех этих явлений. Тогда их названия преисполнятся для тебя глубоким смыслом. А сейчас я хочу только избавить тебя от самых тяжелых сомнений, которые смущают всех подобных тебе исследователей.

исследователь: Я уже покинул сообщество тех ученых, ведь я уже увидел и признал, что преимущество мудрости Каббалы над остальными видами мудрости подобно преимуществу света перед тьмой. Однако у меня еще осталось глубокое непонимание большинства объяснений этой мудрости. Эти объяснения очень сильно приземляют все возвышенные понятия. Ведь невозможно понимать их буквально и относить к силам Высшего Желания большую или меньшую материальность. Ведь у Создателя, благословенно Имя Его, нет никакого подобия тела, и это одна из основ веры. А если ответишь, что это иносказания, — тогда зачем же нам напрасно трудиться над притчами?

каббалист: Очевидно, что это не притчи. Великие мудрецы не стали бы говорить так много одними иносказаниями.

исследователь: «Ибо вы не видели никакого изображения» (Дварим 4:16) — как вы объясняете это?!

каббалист: Конечно, это важнейшая основа мудрости. Поэтому и сказано: «Из уст мудрецов, а не из книг» 42. Ибо основы этой мудрости мудрецы несут в себе, дабы передать их только достойным. А тот, кто учит написанное, не зная, что было сокрыто в сердце автора, очень сильно ошибается. Кроме того, нет слов, написания которых было бы достаточно для того, чтобы создать верное понимание у любого читателя. Подобно тому, как очки не могут подходить любым глазам, так нет и слов, которых было бы достаточно любому сердцу и разуму.

Перейдем к ответу на твой вопрос. Писание прямо говорит: «И в руке пророков представлю (в образах)» (Ошеа 12:11). Скажи мне, как ты объяснишь это?

исследователь: Что тут объяснять? Пророчество — это откровение, которое Всевышний желает показать пророку, или о Его величии, или о том, что произойдет в мире в будущем. Тогда Высшая Слава предстает перед глазами пророка и показывает ему это. Однако закон пророчества таков, что и сама Высшая Слава, и показываемые вещи видны не напрямую, а через образы и видения. Это значит, что душа пророка воображает, как будто некие явления находятся перед ней, как, например, колесница Йехезкеля и другие пророчества. Эти образы и есть знания, приходящие к душе пророка, то есть, несмотря на то, что видит он воображаемое, знания он постигает настоящие.

каббалист: Вот ты и ответил на свой вопрос. Ты ведь признал, что пророки видели Высшую Славу через воображение. Да и все это уже объяснено в стихах, таких, как «И древний днями (Атик йомин) сидит…» (Даниель 7:9); «Видение, как образ человека» (Йехез-кель 1:26) и многих других, подобных этим. Я только добавлю, что, в целом, видимая в воображении пророка Высшая Слава − это и есть все древо сфирот и парцуфим. А то, что пропустили в своих объяснениях пророки, дополнили мудрецы. Пророк, которому Всевышний показывал свою колесницу (Меркаву), видел все, что упоминал в своих словах Рашби и его комментаторы, все, упомянутое в «Пиркей а-hейхалот» и подобных книгах. Таким образом, объяснения этой мудрости — не притчи, а истина, то есть то, что видели пророки, когда им показывали Высшую Славу и ее колесницу. Но мы знаем — все, что видели пророки, они видели только в воображении. И они сами осознавали это, как сказано: «Кому уподобишь Меня, на самом деле?» (Йешаягу 40:25). Однако польза от видения всех этих пророческих образов была именно в том, что постигали сами пророки, когда видели их. Ибо эти видения сообщали все порядки и законы правления видевшим их пророкам и мудрецам, знавшим из Каббалы то, что видели пророки.


41 Вот что сказано об этом в книге «138 врат мудрости» (Врата 32): «Лицо создано для того, чтобы высветить то, что упорядочено в самых глубинах тела. И из каждого органа чувств выходит некий свет. Поэтому возникают четыре мира — “зрения”, “слуха”, “обоняния” и “речи”. Также и изо лба выходит его свет. Таким образом, все миры — это только излучение и свет “Адам Кадмон”. А “Адам Кадмон” сокрыт глубже и непостижим». И далее, в пояснениях: «…четыре мира “зрения”, “слуха”, “обоняния” и “речи”. Это не сами “зрение”, “слух”, “обоняние” и “речь”, а выходящие из них миры. также и изо лба выходит его свет. И это тоже из вещей, невидимых сейчас, но могущих быть видимыми, если бы было видно сияние, ибо и во лбу тоже есть очень тонкий проход. Поэтому тфилин накладывается на лоб. Ибо о нем сказано: “И увидят все народы земли, что Имя Всевышнего читается на тебе” (Дварим 28:10)».

42 Иными словами, следует учить Каббалу у учителей, а не только по книгам.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Согласно традиции, Моше на горе Синай были переданы 613 заповедей: 365 заповедей запретительных и 248 повелительных. Читать дальше