Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Каббала, РАМХАЛЬ, Пророчество, Рав Лейб Александр Саврасов, Качества Творца
исследователь: Я уже говорил тебе, что не знаю, в чем смысл таких понятий, как Кав и Решимо, Адам Кадмон, света Уха, Носа и Уст 41 и другие, о которых я читал, но не смог ясно понять суть. Я произносил эти слова, не понимая их.
каббалист: Очевидно, понимание придет только тогда, когда ты уяснишь себе назначение всех этих явлений. Тогда их названия преисполнятся для тебя глубоким смыслом. А сейчас я хочу только избавить тебя от самых тяжелых сомнений, которые смущают всех подобных тебе исследователей.
исследователь: Я уже покинул сообщество тех ученых, ведь я уже увидел и признал, что преимущество мудрости Каббалы над остальными видами мудрости подобно преимуществу света перед тьмой. Однако у меня еще осталось глубокое непонимание большинства объяснений этой мудрости. Эти объяснения очень сильно приземляют все возвышенные понятия. Ведь невозможно понимать их буквально и относить к силам Высшего Желания большую или меньшую материальность. Ведь у Создателя, благословенно Имя Его, нет никакого подобия тела, и это одна из основ веры. А если ответишь, что это иносказания, — тогда зачем же нам напрасно трудиться над притчами?
каббалист: Очевидно, что это не притчи. Великие мудрецы не стали бы говорить так много одними иносказаниями.
исследователь: «Ибо вы не видели никакого изображения» (Дварим 4:16) — как вы объясняете это?!
каббалист: Конечно, это важнейшая основа мудрости. Поэтому и сказано: «Из уст мудрецов, а не из книг» 42. Ибо основы этой мудрости мудрецы несут в себе, дабы передать их только достойным. А тот, кто учит написанное, не зная, что было сокрыто в сердце автора, очень сильно ошибается. Кроме того, нет слов, написания которых было бы достаточно для того, чтобы создать верное понимание у любого читателя. Подобно тому, как очки не могут подходить любым глазам, так нет и слов, которых было бы достаточно любому сердцу и разуму.
Перейдем к ответу на твой вопрос. Писание прямо говорит: «И в руке пророков представлю (в образах)» (Ошеа 12:11). Скажи мне, как ты объяснишь это?
исследователь: Что тут объяснять? Пророчество — это откровение, которое Всевышний желает показать пророку, или о Его величии, или о том, что произойдет в мире в будущем. Тогда Высшая Слава предстает перед глазами пророка и показывает ему это. Однако закон пророчества таков, что и сама Высшая Слава, и показываемые вещи видны не напрямую, а через образы и видения. Это значит, что душа пророка воображает, как будто некие явления находятся перед ней, как, например, колесница Йехезкеля и другие пророчества. Эти образы и есть знания, приходящие к душе пророка, то есть, несмотря на то, что видит он воображаемое, знания он постигает настоящие.
каббалист: Вот ты и ответил на свой вопрос. Ты ведь признал, что пророки видели Высшую Славу через воображение. Да и все это уже объяснено в стихах, таких, как «И древний днями (Атик йомин) сидит…» (Даниель 7:9); «Видение, как образ человека» (Йехез-кель 1:26) и многих других, подобных этим. Я только добавлю, что, в целом, видимая в воображении пророка Высшая Слава − это и есть все древо сфирот и парцуфим. А то, что пропустили в своих объяснениях пророки, дополнили мудрецы. Пророк, которому Всевышний показывал свою колесницу (Меркаву), видел все, что упоминал в своих словах Рашби и его комментаторы, все, упомянутое в «Пиркей а-hейхалот» и подобных книгах. Таким образом, объяснения этой мудрости — не притчи, а истина, то есть то, что видели пророки, когда им показывали Высшую Славу и ее колесницу. Но мы знаем — все, что видели пророки, они видели только в воображении. И они сами осознавали это, как сказано: «Кому уподобишь Меня, на самом деле?» (Йешаягу 40:25). Однако польза от видения всех этих пророческих образов была именно в том, что постигали сами пророки, когда видели их. Ибо эти видения сообщали все порядки и законы правления видевшим их пророкам и мудрецам, знавшим из Каббалы то, что видели пророки.
41 Вот что сказано об этом в книге «138 врат мудрости» (Врата 32): «Лицо создано для того, чтобы высветить то, что упорядочено в самых глубинах тела. И из каждого органа чувств выходит некий свет. Поэтому возникают четыре мира — “зрения”, “слуха”, “обоняния” и “речи”. Также и изо лба выходит его свет. Таким образом, все миры — это только излучение и свет “Адам Кадмон”. А “Адам Кадмон” сокрыт глубже и непостижим». И далее, в пояснениях: «…четыре мира “зрения”, “слуха”, “обоняния” и “речи”. Это не сами “зрение”, “слух”, “обоняние” и “речь”, а выходящие из них миры. также и изо лба выходит его свет. И это тоже из вещей, невидимых сейчас, но могущих быть видимыми, если бы было видно сияние, ибо и во лбу тоже есть очень тонкий проход. Поэтому тфилин накладывается на лоб. Ибо о нем сказано: “И увидят все народы земли, что Имя Всевышнего читается на тебе” (Дварим 28:10)».
42 Иными словами, следует учить Каббалу у учителей, а не только по книгам.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?