Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В 1929 году арабы устроили серию больших погромов в Палестине. Убили свыше 150 евреев и несколько сот искалечили

В новой алие 1924 года присутствовал свежий и исторически важный элемент. Большая ешива из Слободки, возглавляемая равом Натаном Цви Финкелем и равом Моше Мордехаем Эпштейном, решила открыть отделение в Палестине. Эти два великие раввина вместе с сотней ведущих учеников Слободки покинули Литву и в 1924 году основали ешиву в Хевроне, где похоронены Патриархи. Известная во всем мире как ешива Хеврон, она внесла важный вклад в еврейскую жизнь в Палестине, символизируя вечную связь мира ешив с Землей Израиля и желание сделать позитивные шаги, чтобы обеспечить традиционный еврейский характер ишува.

Многие великие раввины и ученики ешив Польши и Литвы, вдохновленные примером Слободки, тоже поехали в Страну Израиля. Прежние ешивы Палестины ожили благодаря этим новым ученым, и возникли новые ешивы. Горизонты изучения Торы в Палестине, которые у многих ассоциировались исключительно с некоторыми районами Иерусалима, теперь расширились, укрепились, стали общеизвестными. Многие светские лидеры ишува не заметили этой новой силы, а другие не придали ей значения в истории развития нового еврейского общества в Палестине. Но время показало их неправоту. Ешивы в Палестине, как и в диаспоре, продемонстрировали свою жизнеспособность и влияние, намного превосходящие малое число студентов в этих центрах обучения. Там сосредоточились блестящие ученые и идеалистические лидеры, многие из которых стали раввинами, педагогами и строителями ожившего ишува Торы.

Но какой бы сильной ни была пропаганда еврейской иммиграции в Палестине, результаты разочаровывали. 20 годы предоставили для нее возможности: тогда ограничения британцев на въезд были умеренными, несмотря на арабское давление. Преемник Самуэля, лорд Пламер занял место в его офисе в 1925 году, был эффективным, способным, честным человеком и не принимал никакой чепухи от арабов в связи с их погромами. И все же в 1925-1933 годы в Палестину въехало мало евреев.13 Причин несколько: экономические трудности в Палестине посравнению с уровнем жизни евреев в других странах, интенсивно светская, социалистическая ориентация Еврейского агентства (Сохнута) и Гистадрута, непривлекательная для многих евреев, особенно ортодоксов, постоянная угроза арабского насилия и, наконец, инерция жизни, которая правит нами всеми. Следующее десятилетие показало, какую беду принесла европейским евреям их ошибка — то, что они не эмигрировали из Европы.

В 1929 году арабы устроили серию больших погромов в Палестине. Убили свыше 150 евреев и несколько сот искалечили.14 Еврейскую общину в Хевроне вместе с ешивой Слободка зверски уничтожили.15 Еврейскую собственность по всей Палестине разрушали и расхищали. С опозданием в это вмешалась британская армия и подавила бунт, но злостность политики муфтия стала очевидной. Арабы систематически использовали террор и насилие, чтобы изгнать евреев из Палестины. Эта политика существенно не менялась в течение 70 лет.


13 В 1927 году приехали 2713 человек и больше 5000 уехали. Проблема евреев, покидающих Палестину, йерида — поражала еврейский ишув в течение всего его существования.

14 В своей биографии «Испытание и ошибка», стр. 411, Вейцман пишет, что жена британского секретаря по иностранным делам сказала ему: «Не понимаю, что евреи подняли такой шум из-за нескольких десятков убитых в Палестине? Столько погибает в Лондоне в дорожных катастрофах, и никто на это не обращает внимания».

15 Арабы убили пятьдесят девять евреев, из них двадцать четыре были учениками ешивы.


О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Про лошадей. Недельная глава Бэшалах

р. Ури Калюжный

Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?

Недельная глава Бешалах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах