Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В саду одной из синагог, куда заходил Папа, стояла большая скамья, где евреи проводили время в разговорах, коротая время между Минхой и Мааривом. Ее называли «скамьей батлоним», «ничего не делающих». Папа уничтожил это название, организовав для людей, собравшихся там, урок Торы.

Пожалуй, на «скамье батлоним» сидело тогда в Израиле много народу. И Папа страдал, глядя на них. Наверно, в этом состояла его главная служба в течение долгих девятнадцати лет, когда он был разлучен со Стеной — приближать евреев к Торе. В отличие от американских времен, когда среди папиных учеников в основном была молодежь, теперь к нему на урок приходили более солидные люди — доктора, юристы, бизнесмены. Рухома помнит, как они что-то покупали в бакалейной лавке, хозяин которой, отпустив товар, вышел из-за прилавка и попросил:

— А теперь, ребе, скажите мне «Двар Тора», слово Торы…

Это тоже был папин ученик.

Молитвы праведников высоки и скрыты от наших глаз. Но то, что Папа просил Гашема вернуть евреям их Стену, это можно сказать с большой уверенностью.

И это случилось. Египет закрыл еврейский порт в Красном море и грозил войной, Израиль нанес удар первым. Политики и генералы думали, что главная задача войск — захватить берег Суэцкого канала, прорвать блокаду порта и так далее. Но люди Торы понимали, что все эти события, как скорлупа ореха, скрывают самое важное — дорогу евреев к Своей Стене.

Иордания, союзница Египта, объявила Израилю войну. В военном отношении шаг этот был нелепым. Но ведь у Босса свои цели. Снова, после долгого перерыва, улицы Ерушалаима пересекла фронтовая полоса. В то время Папа жил в семье своего сына, который ухаживал за ним. Нохум Довид опасался, что их дом, стоявший рядом с военной базой, станет мишенью для иорданских пушек. Папа сказал:

— Не волнуйся. Твой дом был местом цдоки и добрых дел, поэтому никакого вреда ему не будет.

После этого Папа погрузился в сон и спал двадцать четыре часа. Это он, никогда не пропускавший времени молитвы! Но кто знает, может быть, его работа во сне весила больше, чем наши дневные усилия? Эта мысль возникает, потому что, проснувшись, Папа объявил:

— Борух Гашем, война закончилась!

И он был прав. Война закончилась. Стена оказалась у потомков тех, кто ее строил. Папа был одним из последних, кто видел священные камни Стены, но был далеко не первым, кто пришел к ней снова. Его обогнали собственные ученики: доктора и юристы, бизнесмены и торговцы. Теперь их губы касались Стены.

Да, это была победа.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.