Из цикла «Все для Босса», темы: Рухама Шайн, Все для Босса
В саду одной из синагог, куда заходил Папа, стояла большая скамья, где евреи проводили время в разговорах, коротая время между Минхой и Мааривом. Ее называли «скамьей батлоним», «ничего не делающих». Папа уничтожил это название, организовав для людей, собравшихся там, урок Торы.
Пожалуй, на «скамье батлоним» сидело тогда в Израиле много народу. И Папа страдал, глядя на них. Наверно, в этом состояла его главная служба в течение долгих девятнадцати лет, когда он был разлучен со Стеной — приближать евреев к Торе. В отличие от американских времен, когда среди папиных учеников в основном была молодежь, теперь к нему на урок приходили более солидные люди — доктора, юристы, бизнесмены. Рухома помнит, как они что-то покупали в бакалейной лавке, хозяин которой, отпустив товар, вышел из-за прилавка и попросил:
— А теперь, ребе, скажите мне «Двар Тора», слово Торы…
Это тоже был папин ученик.
Молитвы праведников высоки и скрыты от наших глаз. Но то, что Папа просил Гашема вернуть евреям их Стену, это можно сказать с большой уверенностью.
И это случилось. Египет закрыл еврейский порт в Красном море и грозил войной, Израиль нанес удар первым. Политики и генералы думали, что главная задача войск — захватить берег Суэцкого канала, прорвать блокаду порта и так далее. Но люди Торы понимали, что все эти события, как скорлупа ореха, скрывают самое важное — дорогу евреев к Своей Стене.
Иордания, союзница Египта, объявила Израилю войну. В военном отношении шаг этот был нелепым. Но ведь у Босса свои цели. Снова, после долгого перерыва, улицы Ерушалаима пересекла фронтовая полоса. В то время Папа жил в семье своего сына, который ухаживал за ним. Нохум Довид опасался, что их дом, стоявший рядом с военной базой, станет мишенью для иорданских пушек. Папа сказал:
— Не волнуйся. Твой дом был местом цдоки и добрых дел, поэтому никакого вреда ему не будет.
После этого Папа погрузился в сон и спал двадцать четыре часа. Это он, никогда не пропускавший времени молитвы! Но кто знает, может быть, его работа во сне весила больше, чем наши дневные усилия? Эта мысль возникает, потому что, проснувшись, Папа объявил:
— Борух Гашем, война закончилась!
И он был прав. Война закончилась. Стена оказалась у потомков тех, кто ее строил. Папа был одним из последних, кто видел священные камни Стены, но был далеко не первым, кто пришел к ней снова. Его обогнали собственные ученики: доктора и юристы, бизнесмены и торговцы. Теперь их губы касались Стены.
Да, это была победа.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»