Из цикла «Кашрут в некашерном мире», темы: Кашрут, Элиэзер Вольф, Отделение халы, Хлеб
23 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреем
В: Если хлеб испечен евреем, должен ли он все-таки иметь знак кашерности, свидетельствующий, что хлеб выпечен под Раввинским наблюдением?
О: Да, должен. Но во Франции и России некоторые типы коммерческого хлеба не нуждаются в Раввинском наблюдении.
24 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреем
В: Каковы законы отделения халы?
О: Когда хлеб выпекается евреем, от него должна быть отделена хала - маленький кусочек сырого теста или уже испеченного продукта. Этот кусочек должен быть сожжен. Если он не сгорел полностью, остатки нужно тщательно завернуть в два полиэтиленовых мешочка и выкинуть.
Если замешенное на воде тесто содержит пять или более фунтов (более 2,27 кг) муки одного из пяти видов злаков (пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы), при отделении халы должно быть произнесено благословение. В этом случае принято отделять кусочек размером с кезайс - одну унцию или 28 куб.см.
Если тесто содержит менее двух фунтов (около 900г) муки, халу не отделяют. Если большую часть жидкости, на которой замешено тесто, составляет не вода, халу отделяют без благословения, даже если использовано достаточно большое количество муки. Следует всегда замешивать тесто с добавлением хотя бы небольшого количества воды.
25 Хлеб, испеченный евреем, и хлеб, испеченный неевреем
В: Можно ли есть хлеб, испеченный неевреем?
О: Согласно самому мягкому мнению, можно есть кашерный коммерческий хлеб, испеченный неевреем. Более строгое мнение разрешает есть такой хлеб только в том случае, когда поблизости нет кашерной еврейской булочной. Некоторые авторитеты позволяют использовать такой хлеб только тогда, когда он более высокого качества, чем хлеб, испеченный евреем. В любом случае, в течение Десяти Дней Раскаяния (от Рош Ашана до Йом Кипур) следует есть только хлеб испеченный евреем (если такой доступен).
Не забывайте, что во всех случаях хлеб должен быть выпечен под строгим раввинским надзором.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.