Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Молчание полезно мудрецу. А тем более — глупому»В. Талмуд, Псахим 99
Обычай метить молочную посуду. Раздельные скатерти. Хлеб, оставшийся от трапезы.
Обычай метить молочную посуду
В
: Я слышал, что если для мясного и молочного используются тарелки с одинаковым рисунком, принято метить молочные тарелки. Объясняется ли это просто обычаем, или на то есть особая причина?
О: Предположим, что было бы принято метить мясные тарелки. Допустим также, что хозяин забыл сделать метки на своих мясных тарелках. Тогда гость, поевший у него в доме и не знавший, что он ест мясное, по возвращении домой может съесть сыр, не дождавшись положенного времени между мясной и молочной трапезами. Поэтому принято метить именно молочные тарелки, чтобы чья-то забывчивость не привела другого человека к греху, так как есть молочное после мяса нельзя, а мясное после молочного - можно.

Раздельные скатерти для мясного и молочного
В: Я использую мой кухонный стол для молочных трапез. Должен ли я покрыть его скатертью, если я хочу подать мясное?
О: Если молочную еду клали прямо на стол, то перед подачей на том же столе мясного следует накрыть его скатертью. Если же молочная еда всегда подавалась на тарелках, нужно только вытереть стол. Тем не менее, все-таки настоятельно рекомендуется покрывать стол скатертью.

Хлеб, оставшийся от трапезы
В: Если после мясной трапезы остался нарезанный хлеб, можно ли его есть с молочным?
О: Нет, нельзя. Во время трапезы легко могло случиться, что кто-то коснулся хлеба испачканными в мясе руками, а отделить частицы мяса от хлеба невероятно трудно.

Молочный или мясной хлеб
В: Можно ли испечь хлеб из теста, замешенного на молоке или курином бульоне?
О: Нельзя, если только вы не придадите такому хлебу особую форму, чтобы каждый видел, что хлеб не паревный, и не совершил ошибки, съев мясное вместе с молочным.


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше