Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Буквальное значение этого глагола — «навестить, чтобы узнать, как дела». В этом значении оно использовано в стихе: «Пакадти (узнал Я, увидел Я) сделанное вам в Египте». Б-г сказал это евреям, потому что они думали, что благословенный Б-г отвернулся от них. И этот же глагол употреблен на Святом языке в стихе: «И Шимшон навестил свою жену с подарком — козленком». Поэтому человек, уполномоченный для исполнения какой-то миссии, на Святом языке называет пакид, «наблюдаемый», поскольку он работает на хозяев, постоянно проверяющих его прилежность. А люди, которые его назначили, называются покдим, «наблюдающие».

И стих следует понимать так. Ангел от имени Б-га сказал: «Я вернусь к тебе в это же время». Под возвращением, еще одним появлением Б-га, понимается то благо, которое Он дарует Аврааму, когда у него будет ребенок от Сары. Ведь действие указывает на присутствие действующего, и раз Б-г совершает действие, значит, Он Сам присутствует здесь же. В этом смысле следует понимать стихи «И был Б-г с Йеошуа» или «И был Б-г с Йосефом». Имеется в виду, что Б-г все время управлял ими и все время делал им добро. И в этом же смысле «Б-г навестил Сару», то есть, занялся ею и тем, что ей уготовано.

Однако Б-г может «навестить», вспомнить человека и в хорошем, и в дурном смысле. Например, когда речь идет о наказании за грех золотого тельца, Б-г говорит: «И когда Я буду вспоминать вас, Я вспомню и ваш грех». Поэтому здесь необходимо было разъяснить, что когда Б-г вспомнил Сару, Он сделал для нее «то, о чем говорил», то есть, даровал ей обещанного ребенка. Поэтому, кстати, этот стих не упоминает Авраама: ведь этот подарок, беременность, получила именно Сара, хотя она гораздо больше была удивлена этим подарком и ей было гораздо труднее принять его, чем Аврааму.

Общее разъяснение жертвоприношения Ицхака и значения его для нашего народа (22)

Первый человек, поев от Дерева Познания добра и зла, последовал за материальными, низкими страстями и поэтому лишился права вкусить от Дерева Жизни. То же самое происходит каждый день и с его потомками: они оставляют дорогу к дереву жизни, то есть, путь близости к Б-гу, а вместо этого едят до пресыщения от дерева познания добра и зла, заключенных в животном начале этом мире. Именно из-за этого Б-г в Своей Б-жественной мудрости решил уничтожить поколение потопа, «и перебил их ужас», и остался только Ноах с сыновьями, поскольку был праведником. Но следующие поколения пошли по тому же неразумному пути, еще больше отдалились от Б-га, пока Он не решил удостоить Свой мир света, просиявшего на темной земле. Этим светом стал наш праотец Авраам, собственным тщательным и верным рассуждением постигший бытие Б-га, Который движет и управляет миром в целом, определяя все его движение. Он был первым человеком в мире, который осознал существование Б-га через знаки, доступные разуму, и провозгласил его: «И произнес Авраам Имя Б-га».

Поэтому Б-г в Своей мудрости постановил, чтобы избранное потомство Авраама — единственное из всех народов — было предназначено только для служения Б-гу, как и их отец — единственный из всех людей. Б-г счел справедливым, чтобы изначальное предназначение всего человеческого рода, то есть, служение благословенному Б-гу, было исполнено именно через детей Авраама, который идеально подходил для этого. Ведь его потомство непременно должно было стать совершенным, поскольку Авраам постоянно наставлял его, направляя на путь добра. Кроме того, дети естественным порядком перенимают качества их отца, как природа источника обнаруживается в том, что он порождает. Поэтому Б-г пожелал, чтобы сын Авраама, предназначенный стать родоначальником этого народа потомков Авраама, родился чудесным образом, в результате прямого Б-жественного вмешательства, а не естественным путем. А поскольку преступление Первого человека и его потомков состояло, в основном, в приверженности чувственным удовольствиям и неумеренной еде и питью, а также неизбежным в этой связи ссорам и раздорам, Б-г в Своей мудрости постановил, чтобы Авраам сделал обрезание непременно прежде рождения Ицхака. Его ребенок должен был родиться в святости и чистоте. Он и его потомки должны были носить на своем теле печать царя, чтобы разврат не смог увлечь их. По всем этим причинам было совершенно необходимо, чтобы уже с рождения в Ицхака было заложено совершенство, необходимое родоначальнику народа, избранного для служения Б-гу. Именно такой человек мог дать начало нашему народу, но не сам Авраам, который не получил совершенства от рождения, так как был «праведником — сыном злодея».

И поскольку именно Ицхак является родоначальником избранного народа, было бы справедливо, чтобы именно он послужил для своих потомков искуплением того, что «направление сердца человека к злу от его молодости». Потомки Ицхака должны быть полностью посвящены Б-гу и никогда не следовать за злыми велениями своего сердца. И это посвящение произошло тогда, когда сам Ицхак, само его тело было предназначено в жертву Б-гу. Это посвящение было самым сильным доказательством того, что ни он, ни его потомки больше не будут подчиняться материальным стремлениям, то есть, своему животному преходящему началу. Они будут повиноваться одному господину, одному властителю и надсмотрщику — разуму. Ведь, когда Ицхак стал жертвой, его тело как бы исчезло и перестало играть какую бы то ни было роль! А истинного совершенства он и народ, родоначальником которого он стал, достигают только через разум — вечный и неуничтожимый. Именно поэтому человеку вообще подобает следовать за разумом, самой достойной своей частью, но не за презренным и малоценным телом.

Из этого следует еще одна важная вещь. Человеку подобает принимать Б-жественное управление, ашгаху, через разум как прямые указания Б-га, а не через природу, путем простого подчинения естественным законам. Ведь связь и единство с Б-гом возникают лишь тогда, когда человеком управляет разум. Поэтому, когда Ицхак стал «беспорочной жертвой», он сбросил власть природных сил с себя и своего потомства. Они все как будто очутились сразу на Небесах, поскольку все его сыновья были в это время заключены в нем, а потому тоже пережили акеду вместе с ним.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени