Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»Раби Хуне из Колошиц
Антисемитские высказывания русских царей привели к новым ограничениям. В начале 19-го века была окончательно сформирована область, за пределы которой евреям нельзя было выезжать.

РУССКИЕ ПРИТЕСНЕНИЯ ПРИ ЦАРЯХ —

Царь Александр I

В начале 19 века большинство евреев мира жили в царской России, которая всегда относилась к ним как к чуждому элементу и не хотела их в своих границах. И пока в 18 веке вирус империализма не поразил царей, в «матери России» было немного евреев.1 Но первый раздел Польши в 1772 году прибавил к России 600 ООО евреев Литвы и Восточной Польши, что русское правительство немедленно стало рассматривать как «еврейскую проблему». Второй раздел Польши в 1793 году увеличил число евреев в России на 400 ООО, а третий раздел через два года — еще на 250 000. Так под царским контролем к 1800 году оказались 1 350 000 евреев. А после наполеоновских войн с их политическими и территориальными переделами Европы царь оказался «счастливым» обладателем почти 1 500 000 евреев. Хотя большинство из них доказало свою лояльность во время вторжения войск Наполеона, царь был убежден, что евреи отвратительны, нелояльны и бесполезны. Он и его последователи хотели решить «еврейскую проблему».

Александр Павлович, царь Александр 13 унаследовал трон Романовых в 1801 году. «В современной истории мало таких трагических фигур, как царь Александр I, — пишет Энциклопедия Британика. — Начало его правления вселяло блестящие надежды, но в итоге он оставил России ужасное наследство. Тиранию поддерживали шпионы и секретная полиция. Преемственность правления была не обеспечена; армия неэффективна. Жаждущей свободы Польше царь обещал ее и не дал. Образовательную систему разлагало официальное лицемерие. Мораль в церкви ничего не значила, она предоставляла маесам лишь ортодоксию и церемонии ритуалов. Экономика и финансовые отношения с трудом восстанавливались из руин; и плюс ко всему крепостное право».4

Такова была общая ситуация в России, но еще хуже было евреям. Деспот, который правил кнутом и мечом, Александр I был антисемитом, стремящимся раздавить своих новых еврейских вассалов. В 1795 году при правлении Павла I вдоль западных границ России, где располагались области, населенные евреями, была введена черта оседлости.5 Она указывала, где позволено жить евреям. В 1812 году Александр I завершил формирование ее границ, они включали 25 западных провинций, от Балтики до Черного моря. В нее входила большая часть восточной Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, Крыма и Бесарабии. Евреям не разрешалось выезжать за пределы «черты» без правительственного разрешения.

В 1804 году царь издал новые декреты, ограничивающие еврейское население, их проживание и работу в определенных местах внутри самой «черты». Кроме того, им запрещалось продавать спиртное6 местному населению. Царь оправдывал этот указ тем, что надо приучать евреев к «производительному» труду, чтобы они занимались сельским хозяйством и добычей леса и перестали «эксплуатировать» население. Эта часто повторяемая антисемитская пропаганда так проникла в сознание русских и евреев, что в конце века «просвещенные» и светские евреи повторяли это как истину.7 Но истинным намерением царя было побудить евреев креститься или эмигрировать. Евреи внутри «черты» совершенно обнищали и не были способны на осмысленную эмиграцию. И все же крещений в то время почти не было.8


1 В 1770 году в ней жило около 100 000 человек. В Атласе еврейской истории Мартина Гилберта приводится высказывание царя Ивана IV в 1550 году: «Не надо, чтобы евреи приходили в Россию со своим добром, потому что от них много бед». Эта позиция русских правителей и населения практически не менялась в течение последних четырехсот пятидесяти лет.

2 Принятую программу решения еврейского вопроса (как очистить страну от евреев) в конце 19 века сформулировали обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, царский министр Вячеслав Плеве и Николай Игнатьев, и другие советники царя: «Треть евреев крестить, треть истребить и треть выселить». (Приходится признать, что примерно это продолжалось и осуществилось при советской власти и происходит сейчас. — Г.С.)

3 1777—1825, сын царя Павла I.

4 Энциклопедия Британика, т. 1, 1968, стр. 568.

5 Это области, отделенные от окружающей страны четко очерченными границами или управляемые иной законодательной или административной системой.

6 Продажа (и производство) водки — традиционное еврейское занятие в Восточной Европе, которым евреи вначале занимались именно по желанию и настоянию заинтересованных властей — Г.С.. Запрет повлиял почти на треть еврейского населения.

7 Это симптом ужасной болезни — ненависти к себе, которая поразила многих светских евреев.

8 Было даже небольшое движение неевреев в обратном направлении, они хотели принять иудаизм! См. Эттингер, т. 3, стр. 99.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Никогда не отчаивайся

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.

Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.

Словами скрытые миры 1. Мир слова

Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»

Из книги «Словами скрытые миры»