Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

БЕСПОРЯДКИ И АНТИСЕМИТИЗМ

«Просвещенные» евреи пренебрегали своей историей, забыли свои традиции и с презрением относились ко всему, что напоминало им о принадлежности к вечному народу. Они не понимали еврейские идеалы, поэтому иудаизм им казался ненужным бременем — так бежавший каторжник старается сбросить свои цепи — что же могло им компенсировать принадлежность к племени «христоубийц» и «эксплуататоров»? Как патетична была позиция тех, кто защищал смешение с русским народом посредством национального самоуничтожения. Жизнь и логика событий требовали, чтобы еврей определил свою позицию — больше невозможно было оставаться между двумя стульями. «Или человек открыто признает себя ренегатом или решит разделять страдания своего народа».1 К концу правления Александра банкротство политики Аскалы стало очевидным.

1Письмо из города Березовка в Русский еврей (СПб, 1881), номер 41, цит. по Гринберг, т. 7, стр. 56..

Царь Александр III

  • 13 марта 1881 года, когда он возвращался в Зимний дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга, Александр был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной в его карету. Убийство возвело на трон его сына, самоуверенного и необразованного автократа Александpa III (Александра Александровича, 1845—1894). Когда его старший брат умер в 1865 году, Александр остался естественным наследником, а его воспитателем был назначен Константин Победоносцев, фанатичный реакционер. Он внушил своему подопечному ненависть к демократическим реформам, крепкую веру в божественность абсолютной монархии, единоличной царской власти, и безусловную верность узкому толкованию русского ортодоксального христианства-православия. И мистическую веру в народность (веру в русский народ), согласно которой евреям нет места в России, тем более, для их гражданских прав, политического продвижения и устройства их положения.
  • «Политическим идеалом Александра было государство с одним народом, одним языком, одной религией и одной формой администрации. Он делал все, что мог, для реализации этой идеи, русификации всей империи: вводя русский язык и русские школы для немцев, поляков и финнов, утверждая и распространяя православие за счет иных конфессий, преследуя евреев и расформировывая остатки немецких, польских и шведских организаций в отдаленных провинциях». Погромы, новые формы бесправия для евреев России, антисемитские кабинеты министров и администраторы — все это сделало правление Александра III самым трагическим временем в истории восточноевропейских евреев.

    Изгнания, депортации, аресты и избиения стали повседневным уделом евреев, не только низшего, но даже среднего класса и интеллигенции. Правительство Александра III вело военную кампанию против еврейского населения. В 1891 году с разрешения местных властей в Москве (на деньги железнодорожного магната еврея Полякова) была построена большая и очень красивая хоральная синагога в византийском стиле со звездой Давида на куполе.1 Но после ее завершения царская администрация потребовала купол полностью снять, а в 1894 году закрыла синагогу, предложив евреям две возможности: продать ее или превратить в «филантропическую организацию». Евреев изгоняли и преследовали, единственным выходом от ужасной тирании Романовых казалась только эмиграция.


    1 Эту действующую центральную (хоральную) синагогу Москвы и России можно увидеть в центре Москвы, в переулке, идущем от Маросейки, рядом с Политехническим музеем. — Г.С

    С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


    9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

    История еврейского народа 33. Разрушение Храма

    Рав Моше Ойербах,
    из цикла «История еврейского народа»

    9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

    Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

    Толдот Йешурун

    В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

    Пост Десятого Тевета

    Рав Элияу Ки-Тов,
    из цикла «Книга нашего наследия»

    Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

    Cмысл изгнаний

    Рав Берл Набутовский

    Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.