Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Приложенные усилия есть сама награда. Потому что они не только помогают выдержать испытание, но и формируют личность. Сам человек и есть главное достижение успешно преодоленных испытаний. В этом его истинная суть.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

«Холь амоэд»

Холь амоэд — «праздничные будни» — это пять (в диаспоре — четыре) дня между первым и последним днями праздника Песах и шесть (в диаспоре — пять) дней между первым днем праздника Суккот и праздником Шмини Ацерет — настоящими праздничными днями, йом тов.

Из многих мест в Торе мудрецы вывели законы, определяющие правила поведения в холь амоэд, и запретили в эти дни многие виды деятельности. Эти запреты отличается от запретов, действующих в йом тов, о котором сказано: «Не делайте никакой работы». Их Тора доверила мудрецам, которые и определили, какая работа в эти дни дозволена, а какая запрещена.

Разрешено приготовление пищи — как на холь амоэд, так и на йом тов.

Разрешена любая работа, невыполнение которой в холь амоэд принесло бы ущерб, но это не значит, что на холь амоэд разрешается откладывать работу, которую можно было завершить заблаговременно. В таком случае на ущерб сослаться уже нельзя.

Бедняку, у которого нет средств, чтобы достойно провести праздники, можно предоставить работу, вообще говоря, запрещенную в эти дни, и дать ему заработать необходимые деньги. Но трудиться он должен, не привлекая посторонних взглядов.

Запрещены все полевые работы, кроме орошения. Разрешается лишь срывать и выкапывать плоды для праздничных нужд. Однако в тех местах, где приостановление сельскохозяйственных работ причиняет убытки, их можно продолжать.

Запрещены стрижка волос и бритье. Однако тому, кто по какой-либо причине не мог постричься до праздника (например, носил траур), разрешено стричься в холь амоэд.

Ногти, постриженные перед праздником и вновь отросшие, можно состричь. Но если они не были сострижены перед праздником и отросли за длительное время — стричь их нельзя. Впрочем, в таком случае ногти можно обкусать или обломать.

Запрещено стирать белье — кроме случая, когда чистая одежда нужна в праздник, а выстирать ее заранее было невозможно. Детские пеленки можно стирать в холь амоэд без ограничения.

Разрешено все, что требуется для лечения людей или животных.

Запрещено ведение счетов, деловая переписка и переговоры. Однако можно записать все, что требуется, чтобы потом не понести ущерба.

Можно написать дружеское (не деловое) письмо, но обязательно каким-нибудь необычным способом — не так, как в будни.

Одалживая деньги, — даже не для праздничных нужд — можно написать расписку или долговое обязательство. Но если эту ссуду можно получить и после праздника, писать расписку запрещено.

Не переезжают на новую снятую квартиру в холь амоэд, если она не находится в том же дворе. Но разрешено переезжать из чужой квартиры в собственную — чтобы прожить хотя бы часть праздника у себя дома.

В холь амоэд не сажают наседку на яйца (чтобы вывести птенцов). Но если она уже высиживала птенцов до праздника и улетела — в течение трех дней можно вернуть ее на место. По истечении трех дней ее уже не сажают обратно (поскольку, скорее всего, птенцы уже не выведутся). Однако новую наседку не сажают на место улетевшей даже в течение первых трех дней.

Любую — даже разрешенную — работу следует делать в холь амоэд по возможности незаметно для окружающих.

Купля-продажа разрешена, только если выполняется одно из следующих условий:

1. Необходимо заработать на жизнь в праздничные дни.

2. Подвернулась необычайно удачная операция, которую необходимо завершить немедленно, причем часть прибыли предполагается истратить в праздничные дни сверх ранее выделенных на праздничные нужды денег.

3. Необходимо завершить продажу (не покупку) в холь амоэд, потому что в противном случае придется продать товар после праздника дешевле себестоимости. Неполучение прибыли не является условием, разрешающим продажу.

Следует чрезвычайно остерегаться нарушения запретов, связанных с работой в холь амоэд. Наши мудрецы учат (Псахим, 118):

«Пренебрегающий праздничными буднями подобен идолопоклоннику». И еще (Авот, 3): «Пренебрегающий праздничными буднями, даже если он сведущ в Торе и совершает добрые дела, — лишается доли в будущем мире». Необходимо освящать их, воздерживаясь от работы, вкушая праздничные блюда и надевая красивую одежду.

Суббота в «холь амоэд»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Утренняя молитва — Шахарит — отличается от обычной субботней только тем, что в нее включаются отрывок «Пусть поднимется и придет» и Галлелъ. Молитва Мусаф — праздничная, причем в ней упоминается суббота. Тору читают так, как принято читать в праздничный день.

В субботу, выпадающую на холь амоэд Сукот, в ашкеназских общинах принято читать Книгу Когелет (Экклезиаст). Согласно одной точке зрения, каждый еврей должен читать ее по обычной книге самостоятельно и без благословения. Согласно другой, ее следует читать в синагоге по пергаментному свитку, произнеся перед чтением два благословения — «Повелевший нам читать Мегилу (свиток)» и «Давший нам дожить».


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Недельная глава Ноах
Тематический обзор, посвященный недельной главе Ноах.
Ноах и Ноев Ковчег, Всемирный Потоп, потомки Ноаха после Потопа и строительство Вавилонской башни, появление на исторической арене праотца Авраама, основоположника монотеизма — вот далеко не полный спектр событий, охватываемых нашей недельной главой. Давайте рассмотрим ближе наиболее интересные и важные из них. Читать дальше

Ноах — цельный праведник

Рав Захария Матитьяу

Майсы

Общее разъяснение смысла потопа и разъяснение понятий «источники бездны» и «окна небесные»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ноах — муж праведный

Рав Захария Матитьяу

Творец управляет этим миром согласно общей и частной модели. Общее управление не распространяется на каждую особь в отдельности, тогда как частное принимает во внимание духовный статус и заслуги каждого человека. Понятия личности и коллектива в иудаизме переплетены.

К основам русского еврейства

Рав Сендер Урицкий

Разум был не в состоянии охватить две эти крайности: от энтузиазма Дунаевского до диссидентского подполья, с одной стороны, а с другой, внутренние позывы упорно находящейся в оппозиции ко всему еврейской души. Поэтому за родителями и дедами часто замечалась непоследовательность в суждениях.