Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему был разрушен Первый Храм? В Талмуде приводятся две версии, которые дополняют одна другую.

В трактате «Йома» Вавилонского Талмуда сказано, что Первый Храм был разрушен из-за трех прегрешений — идолопоклонства, разврата и кровопролития (Йома 9б). Маараль из Праги считает, что каждое из этих преступлений является наиболее страшным в одной из трех категорий. Идолопоклонство — это самое страшное преступление применительно к верности к Б-гу. Кровопролитие — самое страшное преступление по отношению к другому человеку, когда его лишают жизни, наиглавнейшей драгоценности. Наконец, разврат представляет собой самое тяжкое преступление относительно себя самого, поскольку такое поведение оборачивается глубоким духовным падением.

С другой стороны, в трактате «Хагига» Иерусалимского Талмуда написано совершенно иное. Первый Храм был разрушен из-за того, что евреи оставили Тору, как сказано: «Меня оставили и Тору Мою не соблюдали» (Иермиягу 16:11).

Какой на самом деле была причина разрушения Храма? Наконец, что означает «оставили Тору»? Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте углубимся в Иерусалимский Талмуд. Там написано, что евреи не только оставили Всевышнего, но и не соблюдали Его Тору, что гораздо хуже.

Приведем пример из области медицины. Люди страдают разными болезнями, включая тяжелые. Во многих случаях выздоровление напрямую зависит от того, в каком состоянии находится сердце. Если у больного здоровое сердце и здоровая кровь, врачи справятся с самым тяжелым недугом. Когда человек, не дай Б-г, попадает в аварию, рядовые врачи исследуют глубину ран и сложность полученных травм. А вот маститый профессор изучает общее состояние здоровья пострадавшего. Ведь здоровое сердце и здоровая кровь — это главное условие выздоровления.

Между отрывками из трактатов «Йома» и «Хагига» нет никакого противоречия. Действительно, разрушение Храма произошло из-за трех страшных преступлений, которые совершили евреи. Однако если бы они учили Тору должным образом, она могла бы исправить и вылечить народ Израиля. В мидраше на свиток «Эйха» сказано: «Ее свет привел бы их к хорошему».

Тора — это самое сильное духовное лекарство. Поэтому то, что может помочь всему еврейскому народу, — это укрепление изучения Торы.


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.