Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Седером называется вечерняя трапеза первого дня Песаха. Седер — слово, означающее порядок. Действительно, пасхальная трапеза ведется в строго установленном порядке. За границами Эрец Исраэль Седер проводится и во второй день праздника.

Сразу после вечерней молитвы 15-го нисана (в этом году — с выходом звезд вечером 14 апреля) произносят полный Алель с брахой перед ним (см. в сидурах).

Все заповеди Седера обязательны также и для женщин. Главное в Седере — чтение пасхальной Агады, рассказа об Исходе, сопровождаемого особыми молитвами. Важно уделить внимание детям, разъясняя им смысл происходящего. Чтобы они не заснули, раздайте им орехи, ведите с ними разговоры, дайте им понять, что они полноправные участники трапезы.

Заповеди пасхальной ночи: рассказ об Исходе, маца, горькая зелень (марор), 4 бокала вина, пасхальная жертва (совершалась во времена Храма).

Первая заповедь: есть мацу. В первую ночь Песаха ее обязаны есть все, включая женщин и детей. Для выполнения заповеди надо съесть как минимум 17 г мацы за 4 минуты. В остальные дни Песаха нет заповеди есть мацу (но остается в силе запрет на хамец!).

В ходе чтения Агады и проведения Седера пьют четыре бокала

вина. Бокал должен вмещать в себя вина объемом как минимум в 150 г (другое мнение — 86 г). Каждый раз надо отпивать не меньше половины этого количества. Последний бокал выпивают полностью.

Во время Седера принято сидеть опершись. Такова поза свободных людей! Порядок проведения трапезы, включая выполнения всех ее заповедей, можно найти в сидурах, а также в особых сборниках молитв на Песах и отдельных книгах, которые называются Агада шель Песах.

Сказано нашими мудрецами: «Всю пасхальную ночь, пока не одолел сон, человек должен заниматься изучением законов праздника Песах или рассказывать об Исходе из Египта и чудесах, совершенных для наших отцов».


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше