Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дурные привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: “Да оставит грешник путь свой, и злодей — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 3
Первый день нового месяца называется «рош-ходеш», новомесячье. Кроме вставок в молитвы, есть ряд обычаев, которые приняли на себя женщины. Многие из них воздерживаются от работы в этот день.

Первый день каждого еврейского (лунного) месяца — Рош Ходеш. Если предыдущий месяц содержит 30 дней, то его последний день — также Рош Ходеш. Эти дни имеют особое значение для женщин, поскольку они были вручены им в качестве специального праздника в награду за отказ принять участие в создании золотого тельца.

По этой причине существует обычай для женщин воздерживаться от некоторых Мелахот и повседневных занятий, чтобы выделить эти дни из череды рабочих будней. Детали же этого обычая варьируются. Например, широко распространен обычай воздерживаться от шитья, вязания и другого рукоделия, но лишь немногие, в добавление к этому, не стирают и не гладят белье. И только единицы не делают в Рош Ходеш ничего, кроме необходимой домашней работы, такой, как уборка, приготовление еды и т.п.

Вообще девушке или женщине следует придерживаться той традиции соблюдения Рош Ходеша, которой придерживается ее мать, семья или община, где она живет. Но если она сознательно начала воздерживаться от какой-либо Мелахи, то такой обычай становится для нее обязанностью, и ей следует продолжать соблюдать его. Если же в семье или общине нет ясно установившегося Минхага относительно Рош Ходеша, желательно, чтобы родители пробудили в девочке желание когда она достигнет двенадцати лет, т.е. возраста Бат Мицвы, выбрать те виды работы, которые она примет для себя как «запрещенные» в Рош Ходеш. Это поможет девочке избежать проблем и неопределенности в дальнейшем.

По существу цель соблюдения Рош Ходеша состоит не в том, чтобы освятить его как день покоя, а скорее в том, чтобы выделить его как праздник, отличенный «неполным» соблюдением.

Существует обычай прибавлять к дневной трапезе дополнительные блюда в честь Рош Ходеша. В Рош Ходеш, приходящийся на Шабат, это дополнительное блюдо прибавляется к обычной трапезе Шабата. Некоторые подчеркивают свое почтительное отношение к этому празднику, надевая более нарядную одежду, или даже заводят специальное платье, надеваемое только в Рош Ходеш?

Женщины не обязаны произносить Аллель, но могут это делать, если хотят. Согласно одному мнению, женщина, произносящая Аллель в Рош Ходеш (но не в Йом Тов), должна опустить Браху. Тем не менее, более распространен Минхаг произносить также и Браху.

Относительно Тфилат Мусаф смотрите сказанное в разделе о Шабате.

Женщинам не принято произносить Биркат Алевана (Благословение новой Луны).

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.