Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первый день нового месяца называется «рош-ходеш», новомесячье. Кроме вставок в молитвы, есть ряд обычаев, которые приняли на себя женщины. Многие из них воздерживаются от работы в этот день.

Первый день каждого еврейского (лунного) месяца — Рош Ходеш. Если предыдущий месяц содержит 30 дней, то его последний день — также Рош Ходеш. Эти дни имеют особое значение для женщин, поскольку они были вручены им в качестве специального праздника в награду за отказ принять участие в создании золотого тельца.

По этой причине существует обычай для женщин воздерживаться от некоторых Мелахот и повседневных занятий, чтобы выделить эти дни из череды рабочих будней. Детали же этого обычая варьируются. Например, широко распространен обычай воздерживаться от шитья, вязания и другого рукоделия, но лишь немногие, в добавление к этому, не стирают и не гладят белье. И только единицы не делают в Рош Ходеш ничего, кроме необходимой домашней работы, такой, как уборка, приготовление еды и т.п.

Вообще девушке или женщине следует придерживаться той традиции соблюдения Рош Ходеша, которой придерживается ее мать, семья или община, где она живет. Но если она сознательно начала воздерживаться от какой-либо Мелахи, то такой обычай становится для нее обязанностью, и ей следует продолжать соблюдать его. Если же в семье или общине нет ясно установившегося Минхага относительно Рош Ходеша, желательно, чтобы родители пробудили в девочке желание когда она достигнет двенадцати лет, т.е. возраста Бат Мицвы, выбрать те виды работы, которые она примет для себя как «запрещенные» в Рош Ходеш. Это поможет девочке избежать проблем и неопределенности в дальнейшем.

По существу цель соблюдения Рош Ходеша состоит не в том, чтобы освятить его как день покоя, а скорее в том, чтобы выделить его как праздник, отличенный «неполным» соблюдением.

Существует обычай прибавлять к дневной трапезе дополнительные блюда в честь Рош Ходеша. В Рош Ходеш, приходящийся на Шабат, это дополнительное блюдо прибавляется к обычной трапезе Шабата. Некоторые подчеркивают свое почтительное отношение к этому празднику, надевая более нарядную одежду, или даже заводят специальное платье, надеваемое только в Рош Ходеш?

Женщины не обязаны произносить Аллель, но могут это делать, если хотят. Согласно одному мнению, женщина, произносящая Аллель в Рош Ходеш (но не в Йом Тов), должна опустить Браху. Тем не менее, более распространен Минхаг произносить также и Браху.

Относительно Тфилат Мусаф смотрите сказанное в разделе о Шабате.

Женщинам не принято произносить Биркат Алевана (Благословение новой Луны).

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени