Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Как человек должен раскаиваться в преступлении, так же он должен искать в себе дурные черты характера и дурные привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почёта, чревоугодие, — во всём подобном следует раскаиваться»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 3
После утренней молитвы нельзя ничего есть, вплоть до кидуша. Если же женщина, которая осталась дома, испытывает голод, а муж еще не пришел из синагоги, она может произнести кидуш самостоятельно.

После Тфилат Шахарит нельзя ничего есть или пить до Кидуша. Женщина, которая молится регулярно, может выпить воды, чая или кофе перед Тфилат Шахарит. Если же она не молится регулярно, но говорит каждое утро Тфилу или Бакашу, то она может попить перед ними. После произнесения Тфилы или Бакаши сомнительно, можно ли пить до Кидуша.

Если муж женщины еще не вернулся из Шула, а она хочет есть, ей следует помолиться Тфилат Шахарит (или ее Тфилу или Бакашу, если она не молится или находит слишком тяжелым ждать так долго), а затем самой сделать Кидуш. Она может сделать Кидуш не над вином, а над виноградным соком, если предпочитает сок. Ей следует выпить по меньшей мере чуть больше количества, необходимого, чтобы наполнить рот. Как бы то ни было, если женщина не может сама сделать Кидуш, но чувствует слабость или сильный голод, она может поесть фруктов или печенья.

Среди Рабаним существуют различные мнения относительно того, является ли для женщин обязательной Тфилат Мусаф. Однако большинство женщин, молящихся регулярно, произносят также и Мусаф.

Подобно Мицве Кидуша, Мицва Шалош Сеудот (трех трапез) в Шабат равно касается мужчин и женщин. То же справедливо и относительно Хийув Лехем Мишне (обязанности иметь две целые буханки хлеба или две целые Халы, или две целые Мацы для каждой трапезы). В этом случае также нет необходимости, чтобы каждый сидящий за столом имел свой собственный Лехем Мишне; достаточно, чтобы кто-то один (обычно — глава дома) произнес Биркат Амоци, а затем отломил по кусочку всем присутствующим. Сидящие за столом и становящиеся Йоце тем Биркат Амоци, который произносит глава дома, не должны говорить отдельную Браху и должны есть свой кусочек хлеба не раньше, чем начнет есть хлеб хозяин дома. В некоторых местах, однако, принято, чтобы каждый произносил отдельную Браху.

Следует съесть больше Кивейца (кусочек, по объему равный яйцу) хлеба, Халы или Мацы за каждой из трех обязательных трапез Шабата.

Если Биркат Амазон произносится над Косом (бокалом вина), немного вина следует дать как жене (даже когда она не принимала участия в трапезе), так и всем сидящим за столом.

После окончания Шабата (или Йом Това), независимо от того, сколь поздно он закончился, нельзя заниматься никакими повседневными делами, пока не произнесен Маарив (с Ата Хонантану) или Амавдиль (т.е. Барух Амавдиль Бейн Кодеш Лехоль). Амавдиль произносится без Имени Всевышнего и без называния Его Царем. Поэтому каждая девушка или женщина, которая не молится регулярно Маарив в Моцаей Шабат, не должна забывать сказать Амавдиль сразу после наступления темноты, чтобы случайно не включить свет или не сделать что-нибудь до того, как она услышит Авдалу. Если она забыла произнести Ата Хонантану в Маарив, то она обязательно должна сказать Амавдиль.

Многие женщины произносят по окончании Шабата специальный гимн Авдалы.

Поскольку сомнительно, обязана ли женщина произносить (или слушать) Авдалу и также потому, что обычно женщина не пьет вина Авдалы, лучше, чтобы она послушала, как произносит Авдалу мужчина. Но если это невозможно или неудобно, женщина может произнести Авдалу и сама выпить вино. Однако, согласно некоторым авторитетам, она может не зажигать свечу Авдалы и не говорить Браху «Боре Меорей Аэш».

Мужчина, который уже сделал (или слышал) Авдалу, не должен произносить ее для женщины; он может это все таки сделать, если она не способна сама сделать Авдалу и нет никого, от кого бы она могла ее услышать. Тем не менее, для другого мужчины или мальчика, не достигшего возраста Бар Мицвы, он может сделать Авдалу .

Женщины обязаны принимать участие в Мелаве Малка (трапезе после окончания Шабата).

В некоторых местах для женщин существует обычай не делать никакой Мелахи (например, стирать, штопать) в Моцаей Шабат .

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.