Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Щедрый человек должен весьма остерегаться разбрасывать деньги впустую, гоняясь за страстями, приводящими ко злу. Но пусть будет уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Все лучшее — Всевышнему» (Ваикра 3; 16).»Орхот цадиким. Щедрость
В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Рав Хаим Шмулевич, мой учитель и настав­ник, благословенна память праведника, руководитель ешивы «Мир», как-то раз, анализируя в беседе с ешиботниками возмож­ности человека, остановился на словах Раши относительно Билама. Билам, нееврей, известный своим пророческим даром, со­брался проклясть еврейский народ. Он встал утром, оседлал осла и отправился в путь. Раши гово­рит: оседлал собственноручно, а не поручил слуге, потому что «не­нависть нарушает заведенный по­рядок». Так рвался проклясть, что не посчитался со своим социаль­ным статусом. Когда человек чего-то очень хочет, он не считается с обычными нормами поведения. В своей ненависти Билам был очень силен и опасен для евреев.

Далее Раши приводит высказы­вание из Талмуда: «Сказал Свя­той, благословен Он: Нечести­вец! Их (евреев) праотец Авраам давно опередил тебя, как сказано: «И поднялся Авраам рано утром, и оседлал своего осла» (Берешит, 22:3).

Рав Хаим Шмулевич говорил (привожу его слова по памяти): происходит поединок между Биламом и Авраамом. Они проти­востоят один на один. Поступок Авраама, который с любовью к Всевышнему отправился вы­полнять Его приказ: принести в жертву Ицхака, — защитил нас от очень серьезной угрозы, кото­рую представлял собой Билам. Комментируя действия Авраама, Раши говорит: оседлал сам, по­тому что «любовь нарушает заве­денный порядок».

Что значит — «Авраам опере­дил тебя»? Можно сказать — по времени. Авраам совершил свой поступок на четыреста лет рань­ше Билама, он был первым. Встав раньше Билама, Авраам «первым поднялся на вершину», установил добро там, где Билам намеревался посеять зло.

Но «опередил» можно пони­мать еще и по-другому. О Биламе в Торе сказано: «ваякам» — «под­нялся утром», а об Аврааме: «ва-яшкем» — «поднялся рано утром». Авраам поднялся раньше Билама. О чем это говорит? Человек вста­ет рано, чтобы сделать то, что он любит. Как ребенок, который с трудом поднимается, чтобы идти в школу, и вскакивает ни свет, ни заря, если предстоит интересная экскурсия.

Авраам поднялся раньше Би­лама, и это значит, что любовь Авраама к Б-гу была сильнее ненависти Билама к народу Все­вышнего. Оба они действовали самоотверженно, но Авраам был мощнее. «Такова сила одиночки, — гово­рил рав Шмулевич. — Эта сила тем больше, чем больше в человеке самоотверженности, самоотдачи». Тора дает немало примеров тому, когда «один в поле — воин». То же самое мы видим в повседневной практике.

Великие движения в истории — и положи­тельные, и отрицательные — начи­нались с единиц. Праотец Авраам был тем, кто понял, что у этого мира есть Творец, который предъявляет к нам те или иные требования. Одному-единственному Аврааму удалось изменить ход всей духовной истории человечества и стать родоначальником еврейского народа.

Всё, что сказано здесь о «силе одиночки», касается каждого из нас. Результат нашей деятельности зависит от того, насколько мы себя ей отдаем.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе