Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приложенные усилия есть сама награда. Потому что они не только помогают выдержать испытание, но и формируют личность. Сам человек и есть главное достижение успешно преодоленных испытаний. В этом его истинная суть.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Запрещено слишком скорбеть о мертвом, как сказано: «Не плачьте о мертвом и не уединяйтесь из-за него». И сказали учителя наши благословенной памяти: «Разве можно такое сказать? Вот что сказано на самом деле: Не плачьте о мертвом больше необходимого и не уединяйтесь из-за него дольше, чем положено. Что имеется в виду? Три дня для плача, семь дней для поминания, тридцать дней действует запрет гладить одежду и стричься (как разъяснено выше). После же этого, сказал Святой, благословен Он, вы не имеете права жалеть его больше, чем нужно».

И сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Всякий, кто скорбит о мертвом больше необходимого — он плачет о другом мертвом».

О чем здесь идет речь? О простом еврее, который умер. Однако если умер мудрец и знаток Торы — его оплакивают соответственно его мудрости. И, тем не менее, даже его не оплакивают больше тридцати дней, так как он заведомо не лучше учителя нашего Моше, да пребудет мир на нем, про которого написано: «И оплакивали сыны Израиля Моше… тридцать дней».

2. Сказали учителя наши благословенной памяти: «Если кто-то из семьи умер, вся семья должна обеспокоиться. Чему можно уподобить это? Каменному своду: если зашатался один из камней, все шатаются вместе с ним». То есть против этой семьи выступает Б-жий суд, и гнев Его утихнет лишь постепенно. Все семь дней траура над семьей занесен меч, а в течение тридцати дней он постепенно отодвигается, но не возвращается в ножны окончательно до истечения двенадцати месяцев. Поэтому первые три дня траура скорбящий должен рассматривать себя, как приговоренного, у шеи которого держат меч; после третьего и до седьмого дня — как будто обнаженный меч склонен в его сторону из (каждого) угла; после седьмого и до тридцатого дня — как будто этот меч несут перед ним по улице. И после этого весь год Небесный суд более жестко относится к этой семье. Если же в этой семье родился ребенок мужского пола — вся семья излечена и избавлена от гнева Суда. И речь идет именно про ребенка мужского пола, так как сказано: «Рождается сын — рождается мир».

И также, если один из общины умер — Небесный суд разгневан на всю общину, и всем им следует беспокоиться об этом.

3. Всякий, кто не соблюдает траур так, как повелели мудрецы, называется жестоким. Следует же ему пробудиться от своего сна, испугаться и обеспокоиться, исследовать свои дела и раскаяться — может быть, таким образом он спасется от меча ангела смерти. Вот ведь сказано в Писании: «Побил Ты их, а они не испугались», — отсюда можно понять, что следует, наоборот, пробудиться, испугаться и раскаяться.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.