Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Автобиография

Я, Шмуэль Вольфман, переписчик Торы.

Я родился в середине прошлого века в горах Тянь-Шаня, на границе Китая и Советского Союза.

 

Тянь-Шань в переводе с китайского означает "Небесные Горы". Они действительно очень высоки. Я любил в раскалённый летний полдень забираться на чердак и смотреть оттуда на сияющие ледяные вершины Тянь-Шаня. Это был мой "кондиционер".

 

Через 15 лет после моего рождения моя семья "спустилась" с гор (я имею ввиду, уехала из Киргизии) и обсновалась в городе Рига, на берегу Балтийского моря.

 

Ещё через 5 лет, я, со своей уже собственной семьёй – женой и двумя маленькими детьми, приехал в Израиль.

Через полгода после приезда я начал учиться в религиозной академии (ешиве) "Двар Ерушалаим", в Иерусалиме.

 

В те далёкие времена - даже трудно себе представить! – было не более 10 религиозных молодых людей, выходцев из России.

Сейчас их насчитывается десятки тысяч. Приятно сознавать, что я стоял у самого начала движения возвращения к Б-гу и принимал самое деятельное участие в этом революционном процессе.

 

Моим учителем на протяжение многих лет был рав Ицхак Зильбер. А я – я был его единственным постоянным на протяжение этих лет учеником. Одной из самых ценных для

меня вещей является книга, написанная равом Ицхаком, с дарственной надписью: "Моему любимому ученику..."

 

Кто такой рав Зильбер? Это человек, про которого сказал Любавичский Ребе: "Эта душа не нуждается в исправлении." И ещё сказал Любавичский Ребе про рав Ицхака: "Вот настоящий хабадник!"

А рав Моше Файнштэйн (литовского, не хабадского направления), после нескольких минут общения с рав Ицхаком, выдал ему диплом раввина, хотя не это было причиной визита рав Ицхака к раву Файнштэйну. Я, кстати, этого не знал. Рав Ицхак мне никогда не рассказывал про этот эпизод. Сын раввина Моше Файнштэйна мне об этом рассказал.

 

В ешиве я освоил профессию переписчика Торы. Помимо изучения Торы в ешиве, я выступал с лекциями, вёл уроки, писал статьи, регулярно печатался в газетах.

 

После открытия границ СССР, начал ехать из города в город, открывать школы, летние лагеря и ешивы.

Сначала я работал с русскими евреями в Италии. Потом – в Ташкенте, Бухаре и Баку.

 

Несколько лет тому назад, по приглашению руководства синагоги "Бал Харбор", Майами, приехал в этот город, чтобы писать свиток Торы для синагоги, в память о жертвах 11 сентября. Во всех проспектах, посвящённых этой Сефер Торе, сказано: "Это первая (известная) Тора, полностью написанная во Флориде". Это замечание в скобках мне очень нравится.

 

500 лет назад Испания в огромных количествах вывозила золото из Южной Америки. Испанские корабли загружались золотом на Кубе и потом плыли на север, вдоль берегов Флориды, и дальше. Где-то, в районе будущего Нью-Йорка, они поворачивали в открытое море, прямо в сторону своей родины.

Во Флориде в те времена обитали пираты. Тысячи островов и мелководное море создавали идеальные возможности внезапного появления и исчезновения. Среди пиратов было много евреев. Были среди них и религиозные люди, бежавшие от гонений инквизиции и ведшие партизанскую войну против Испании, - страны, причинившей столько страданий еврейскому народу.

 

Кто знает, может быть, известный еврейский пират Лопес (тоже Вольф, волк, как и я), между военными действиями, писал Тору во Флориде?.. История этих данных не сохранила, оставив за мной пальму (кокосовую, ведь речь идёт о Флориде) первенства. Но, у берегов Флориды, на океанском дне покоится не менее 1000 наполненных золотом испанских голионов.

 

Вторую Сефер Тору я написал для одной из старейших синагог Нью-Йорка "Хатам-Софер", в Манхэттене, на Лоуэр Ист Сайд. Кстати, не могу не упомянуть местную достопримечательность, почти напротив синагоги. На улице Хаудсон стоит краснокирпичный дом с часами, а на крыше

дома – огромная бронзовая статуя Ленина, с протянутой в сторону Уол Стрит рукой. (На гордом челе – масса эмоций: "Дадут кредит, гады-капиталисты, или откажут?..")

 

Третью "историческую" Сефер Тору я написал по заказу для Пентагона. Она, после торжественной церемонии, была внесена в молитвенное помещение Пентагона. Когда евреи молятся,

 

шкаф с Торой вносится в помещение, а после молитвы снова задвигается.

В американской армии есть ещё один Свиток Торы. Его повсюду возит с собой бородатый армейский раввин Гольдштэйн. Ему единственному в американской армии разрешили носить бороду.

Я долго думал, принимать этот заказ или нет. Есть вещи в американской политике, касающиеся Израиля, евреев и самозванцев, которые хотелось бы изменить. Могу ли я вверить Источник Сил и Благославений месту, олицетворяющему один из оплотов человеческой мощи на земле?

Но, в конце-концов, понял, что я должен это сделать.

В Торе написано многократно: "Эту землю Я, Б-г ваш, даю Аврааму, Ицхаку, Яакову и сыновьям Израиля..." Если американцы будут разумны и справедливы в этом вопросе, то их страна будет процветать. Если нет, - ну, что ж, Господь милостив. Я же, разумеется, во время написания Свитка Торы буду желать счастья американцам, а американским солдатам – вернуться домой живыми и здоровыми. Так я думал тогда, так я и сделал.

 

И получилось, что за 3 года я написал три исторические Сефер Торы. Одну – для хабадников, вторую – для "антихабадников", и третью – для американского правительства.

 

Я спрашиваю себя (и до сих пор ответа не нахожу): почему среди множества переписчиков Торы Творец выбрал именно меня для такой работы? Разумеется, я мастер высшей категории, но почему, из-за каких душевных качеств выбор пал именно на меня?..

 

ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ

 

 

Недавно ко мне обратился один из прихожан синагоги "Бал Харбор", что в Майями, с просьбой написать для него частный свиток Торы.

(Последней, 613-ой заповедью Торы является повеление каждому еврею написать свою собственную копию Сефер Торы. Помимо того, что это заповедь, это ещё и благословение дома, где есть свиток Торы. Это и семейная реликвия, и семейная драгоценность.)

Мой потенциальный заказчик, услышав мои условия, был очень рад, - он заранее узнал, как разумный человек, цены за такую работу. Но потом с ним что-то случилось. При следующей встрече он, первым делом, заявил, что он – "не миллионер" (что не совсем правда, т.к. в нашем районе нет квартир дешевле миллиона долларов), и что он хочет удешивить создание свитка Торы. Для этого он просит напечатать текст на пергаменте. (Кстати, Свиток Торы изготовляется так: берётся кожа кашерного животного, выделывается пергамент, на котором при помощи пера и специальной туши записывается с абсолютной точностью текст Пятикнижья Моисеева. Текст проверяется, по крайней мере, три раза. Куски пергамента сшиваются воловьими жилами.)

 

Разумеется, напечатать было бы быстрее и дешевле, но, увы, тогда свиток будет некошерным, т.е. неправильным,т.е."работать" не будет. Ведь мы должны приготовить максимально точную копию Торы, которую получил Моисей в Синайской пустыне.

Через неделю наш "не-миллионер" явился с новым предложением: он хочет, чтоб я написал для него Тору по самой низкой цене. В сообразительности ему отказать нельзя. Пока я стоял и думал, что же мне с ним делать, он успел отбежать на безопасное расстояние, а потом и совсем скрылся...

 

Я ему благодарен за то, что он навел меня на эти мысли. Ведь задумавшись над тем, как объяснить человеку, от чего зависит цена, я задумлся над вопросом о ценности. Я надеюсь, что этот человек прочтёт когда-нибудь эти строки, и это принесёт ему духовную пользу.

 

Качество (а также и цена) работы переписчика Торы зависит от нескольких факторов:

1) Умение писать пером, умение пользоваться таким чувствительным материалом, как пергамент, правильный подбор чернил.

2) Знание законов письма, знание различных вариантов написания, скорость написания, - всё то, что называется профессионализмом.

3) Душевные качества.

 

Мезуза, тфиллин, Сефер Тора – это не куски пергамента с письменами, а живой организм, сотворённый переписчиком и несущий озарение его духовности. Например, один и тот же свет электрической лампочки, проходя через фильтры, может давать различные цвета. Представьте себе, что перед вами, на столе, на расстояние вытянутой руки, лежит Сефер Тора, написанная –

- самим Моисеем.

Представили? Даже руку приблизить к свитку боязно и трепетно. Это происходит потому, что душа праведника и его святость наполняют Тору и дают Ей изливать свет наружу.

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФАМИЛЬНЫХ ДРАГОЦЕННОСТЯХ

 

Помимо предметов, необходимых для исполнения заповедей (Сефер Тора, тфиллин, мезуза), есть ещё целая область иудаики – еврейского искусства.

 

Меня, как профессионала, интересует одно из главных направлений – манускрипты, т.е. работы, связанные с текстом и рисунком, выполненные на пергаменте. К ним относятся: Свиток Эстер, который читается в праздник Пурим, Пасхальная Агада, брачные соглашения (ктубот), и многое другое. Наибольшую ценность предствляет собой Пасхальная Агада. Эти манускрипты никогда не падают в цене. Наоборот, с годами она растёт в геометрической прогрессии. Эти произведения святости и искусства приносят благословение и пользу всем, кто участвует в их создании: художники, переписчик, и, конечно же, тот, кто приобретает эти шедевры.

 

Удивительное явление, с которым мне довелось столкнуться, это духовный рост художников, принимающих участие в работе над такими произведениями.

 

Так вот, о ценности. Ценность еврейских манускриптов, как вытекающая из их духовной ценности, состоит в том, что их цена никогда не падает. Как вино, которое становится дороже по мере его "старения", так и еврейские монускрипты со временем только подымаются в цене. Дома, яхты, имения ветшают и разрушаются. Монускрипты становятся дороже и благотворно влияют на их владельца и его близких.

 

И ещё одна немаловажная деталь, упоминающаяся в наших священных писаниях: человек, заказывающий Сефер Тору, или другой священный атрибут, призван заказать самый лучший, ему доступный, с самыми лучшими побуждениями, с самыми чистыми намериниями. И если он действительно, от всей души хочет обладать этим предметом святости, Всевышний его мольбу услышит.

 

Да будет с нами со всеми благословение Небес!