Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Полярность идей, содержащихся в Талмуде, — свиде­тельство жизненности Торы, так же, как противоречи­вость естественного мира — основа его существования

Хотя Талмуд замечает, что споры возникают из-за снижения морального уровня и недостаточного усердия в учебе, мудрецы видели в них и положительную сторону:

Любой спор во имя Неба имеет смысл, а всякий спор не во имя Неба — бесплоден.

(Авот 5:20)

И то, и другое мнение — это слова живого Б-га. (Эрувин 136, Гитин 66)

Динамичность Торы допускает, что две, и даже более, точки зрения, противоречащие друг другу, могут быть одновременно верны. Хотя жизненная практика требует установления закона в соответствии с одним мнением, мы при этом констатируем, что верны разные точки зрения.

Религиозное законодательство рассматривает жизнь во всех ее аспектах, а жизнь полна противоречий, как и сами люди. Каждый человек относится к жизни по-своему. Только оказавшись в положении независимости и взаимной зависимости одновременно, человек может понять сложность жизни в целом. Поэтому алаха нуж­дается и даже поощряет различия во мнениях. В желании установить какой-то один путь решения проблемы про­является наша человеческая слабость: нам нелегко по­нять, что два противоположных взгляда на вещи могут быть верны одновременно. Поскольку человеческая при­рода требует, чтобы что-то было либо верно, либо не­верно, приняты специальные правила для установления законов. Но в мире истины могут быть верны обе теории, ибо первая может относиться к одной ситуации, а вторая — к другой.

Споры мудрецов и освещают разные «стороны одной монеты». Маараль пишет:

Некто может утверждать, что древесина содержит воду, и будет прав; кто-то другой может утвер­ждать, что она содержит частицы воздуха, и это тоже верно. Так же и с правдой Торы. Нет ничего абсолютно нечистого, во всем присутствует и чистый элемент. Если кто-то объявляет предмет чистым и приводит доказательства, он всего лишь демонстрирует одну сторону реальности. А когда кто-то объявляет некий предмет нечистым, он имеет в виду другую сторону. И тот, кто объявля­ет его чистым, и тот, кто объявляет его нечистым, — оба они изучали Тору, но каждый из них видел предмет по-своему. Однако Всевышний создал этот предмет как единое целое, и Он обладает способностью создавать предмет таким образом, что его можно увидеть по-разному.

(Беэр Агола)

Таким образом, нет неверного мнения в Талмуде; каждое раскрывает одну грань истины: «Ибо различия и противоречия имеют своим предметом не разные об­ласти, а одну область, где противоречия невозможны…» (Аводат Акодеш)^.

Практический закон определяется той стороной явле­ния, которая отражает наиболее важное в нем. Развивая тему, Маараль продолжает:

…Чтобы установить алаху, надо понимать, что один аспект важнее другого… хотя не следует пренебрегать и другими аспектами. Ибо тот, кто учитывает все аспекты, может воспринять вещь как целое… В реальности, в творении Всевышнего человек может выделить элемент, наиболее важ­ный для какой-то определенной структуры, при­знавая при этом и наличие других элементов…

В своем движении к одной и той же цели — выявить слово Всевышнего — школы Шамая и Гилеля исходили из разных отправных точек. Талмуд (Эрувин 136) гово­рит, что их аргументы встали на свое место, когда голос свыше провозгласил, что обе стороны утверждают слова живого Б-га, но на практике надо следовать законам школы Гилеля. Отметим, голос свыше не устанавливал новый закон, он лишь подтверждал то, что уже было решено человеком^.

Школа Шамая в целом строга, тогда как школа Гилеля предпочитает мягкость, но обе они выражают атрибуты Всевышнего, которыми Тот создавал мир^. Такой под­ход позволяет понять, каким образом, столь противореча друг другу, обе они несут слово Вечноживого: они отра­жают разные стороны явлений. Но практический закон признает обязательной лишь одну точку зрения. Маараль пишет, что мнение школы Гилеля превалирует в законе потому, что мир больше зависит от доброты, чем от строгости. Р.Александр Шафран развивает эту мысль;

С позиции школы Гилеля, Тора была создана для человека, каков он сегодня — слабый от собственных грехов. По мнению каббалистов, надо ожидать, что в мессианскую эру — когда человек окончательно вернется к Всевышнему и обретет всю свою силу и свою первоначальную способность видения — алаха примет строгую форму школы Шамая, первичную концепцию То­ры. Действительно, изначально Всевышний намеревался создать мир, используя строгий критерий суда. И только когда Он увидел, что мир так не выстоит. Он добавил критерий великодушия и милосердия. Мессианская эра увидит чудесную реставрацию первой эпохи, и человек спокойно вынесет суровость Небес, потому что признает в ней истинное милосердие, не сниженное более до простой жалости человеческой слабостью. (Каббала)

Выше мы говорили, что, согласно Каббале, в будущем законы Торы претерпят трансформацию и ее буквы со­ставят новый текст. Здесь нет противоречия. Возможно, каббалисты видят мессианскую эру как процесс, состо­ящий из многих ступеней: сначала будет принято учение школы Шамая, а затем произойдет и трансформация текста.

Полярность идей, содержащихся в Талмуде, — свиде­тельство жизненности Торы, так же, как противоречи­вость естественного мира — основа его существования. Современная физика оперирует взаимодополняющими законами, такими, например, как волновая и корпуску­лярная теория света. С равным успехом мы можем рассматривать свет как явление, состоящее из волн, и как явление, состоящее из частиц, хотя эти термины и обозначают вещи противоположные. Таким же об­разом одновременно верны разные мнения в Талмуде. «Создавая постоянное напряжение, они обеспечивают равновесие Торы и Вселенной» (там же). Как сказано в Мишне». «Не кончатся разногласия, пока не придет Машиах (Эдуйот 8:6).

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше

Йом Кипур

Рав Исроэль-Меир Лау

Законы и обычаи святого дня.

Здоровье по Торе. Правила поведения перед Йом Кипуром

Рав Йехезкель Асхаек,
из цикла «Здоровая жизнь по Торе»

Пост не должен оборачиваться телесными страданиями. Несколько простых советов помогут вам заранее подготовиться к Йом-Кипуру и провести его с максимальным комфортом и погружением в молитву.

Законы и традиции поста Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».

От Йом Кипура к Суккот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Сукот.