Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Поступил странный вопрос: как вы, религиозные евреи, относитесь к современным продуктам технологического прогресса? Раз вы отрицаете науку, то зачем пользуетесь ее плодами?

Во-первых, науку мы не «отрицаем». И очень хорошо пользуемся ее плодами. Нам нравятся ее плоды. Конечно, если в них нет ничего, что ведет к нарушению заповедей Торы. Во-вторых, думать, будто тот, кто считает, что мир создан Творцом за шесть дней, отрицает тем самым науку, а следовательно, неимеет «морального права» пользоваться плодами научной технологии, — полагать так — значит, проявить свое полное невежество!

Серьезная наука не занимается тайнами бытия. На вопрос — по каким правилам жить и что ожидатьот жизни, — отвечает именно Тора. У науки и Торы — разные задачи. Науку нельзя отрицать, Тора этим и не занимается. Наука тоже не опускается до критики Торы, этим грешат некоторые безответственные ученые, но их мнение не имеет ничего общего с наукой…

Научными фактами полны труды наших мудрецов, о чем свидетельствует Талмуд и Шульхан-Арух. Многие мудрецы Торы прославились как ученые всовременном понимании этого слова: рабан Гамлиель, Саадия-гаон, Рамбам, Виленский Гаон и другие. То были блестящие знатоки и эксперты по многим отраслям знания. Математика, астрономия, биология, медицина, — нет ни одной отрасли, в которой не оставили бы свой след мудрецы Торы. Такова же и современная картина: многие по-настоящему глубокие ученыеявл яются верующими людьми. И здесь нет никакого противоречия. Тот, кто хоть раз серьезно задумался о величии и красоте нашего мира, неможет отвергнуть идею о Едином Творце. Неслучайно, среди людей,«вернувшихся к Торе», так много людей, серьезно занимавшихся научными исследованиями.


Раби Яаков бар Меир, внук великого Раши, стал известен как Рабейну Там: «Там» буквально означает «прямой», «честный», «бесхитростный». И раби Яакова потак стали называть по аналогии с тем, как «прямым» назван в Торе праотец Яаков. Читать дальше