Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Свечи Хануки, которые мы начинаем зажигать через несколько дней, — не только память об исторических событиях, случившихся в седой древности. Они рассеивают тьму НАШЕЙ ночи. Они светят НАМ, указывая единственный путь, по которому МЫ можем выйти из запутанной, темной, пугающей ситуации сегодняшнего дня. Почти двадцать три столетия мы зажигали эти свечи, благодаря Всевышнего за «чудеса и явления, спасения, утешения и войны, которые Он сделал нашим отцам». За все это мы благодарим Его и ныне. Но сегодня добавилось еще нечто новое: маленькие огоньки, горящие у входов в еврейские жилища и на подоконниках еврейских домов, учат НАС — как НАМ выстоять в своей жизни, как спастись от темноты сгустившейся над НАМИ ночи, что делать и как поступать. Ибо идет духовная война с греками. С теми же самыми греками, что уже пытались оторвать евреев от Торы. И эти греки — в нашей среде! Не о победе над иноземцами вспоминаем мы в дни Хануки, хотя была и победа. А о чуде с кувшином масла. После изгнания греков и евреев, вставших на их сторону, нашелся в Храме лишь один сосуд с маслом, пригодным для того, чтобы зажечь Менору. Масла в нем хватало только на один день. Его влили в светильник, и тот огонь горел неугасимо ровно восемь дней — пока не изготовили новое масло. Простое, незатейливое чудо. Явно уступающее великому чуду победы маленького народа над огромными армиями противника. Но именно оно лежит в основе одного из самых больших еврейских праздников.

Победа в бою — вещь конкретная, материальная, даже если она выглядит, как чудесное явление. Восьмидневное горение небольшого количества масла — из области нереального. Оно представляется нам, как явление духовного плана, поскольку лежит вне мира материи, за пределами человеческих представлений о физической плоскости бытия.

Мудрецы отметили, что чудо той войны коснулось нашего физического тела. Мы выжили, сохранились, устояли. Что касается чуда с маслом, то оно затронуло нашу СПОСОБНОСТЬ выстоять и выжить. Это чудо коснулось нашей души.

Можно остаться в живых, но перестать быть евреем, — то, чего хотели от нас греки. Остаться евреем можно только соблюдая заповеди, возложенные на нас Торой. В Храме надо было зажечь Менору. Для этого велась война. А не наоборот: как символ нашей победы мы, дескать, зажигаем огонь в Храме. Храму не нужны символы.

Чего хотели греки и те евреи, примкнувшие к ним? Чтобы мы стали «цивилизованным» народом, вошедшим в единое человеческое братство. Где то братство и где те греки? Сами эллины пропали, растворились в варварах, которых они некогда презирали за дикость и необразованность.

Греция умерла, вернее покончила самоубийством, отказавшись от своей народной души и перейдя в другую религию, чуждую самой идее эллинизма.

Мир, в который приглашали нас греки, развалился. Народы, которые поверили им, пропали. Нет блестящей Александрии, яркой Анатолии и Лидии, сицилийских городов, полных библиотек, театров и ристалищ.

Канули в небытие форпосты эллинской цивилизации, раскиданные по пределам всей тогдашней ойкумены — от Пиреней до Инда. От той поры остались лишь черепки изящных статуй да цитаты из философских трактатов, которые теперь никого не взволнуют, ничего нового никому не откроют. Пришли греки и совратили народы новой культурой. Ослабли народы, а потом подоспели христианство и мусульманство. Ничего не осталось.

Так куда нас зовут новые греки?

Во времена Макавеев главным вопросом, стоявшим на еврейской повестке дня, была национальная безопасность. Проблема носила явно физический, конкретный характер: сохранение нас как народа. Абсолютно та же проблема стоит перед нами и сейчас. А значит, актуальным остается то же самое решение. Не физическая победа над внешними врагами спасет нас, хотя без нее тоже не обойтись. Не война одолеет врагов. Главным образом не война. А кувшин с маслом. Кувшин с чистым маслом для выполнения основной нашей обязанности — соблюдения заповедей Торы. И если кто-то не понимает этой простой истины — значит, он не усвоил ни одного урока истории. И тогда непонятно — что он справляет в эти дни? Какой праздник отмечает?

Наша вера стоит сейчас перед одним из самых сложных испытаний. В Хануку мы добавляем в наши молитвы, что «злодейское царство греков поднялось на Твой народ, на Израиль, чтобы заставить его забыть Твою Тору». То же самое происходит и теперь. Злодеи хотят заставить нас забыть Тору. Среди евреев насаждается атеизм. Нас «огречивают». Причем наши правители ничем не отличаются от тех, что в свое время с распростертыми объятиями приняли греческие идеи. По существу, нами правит греческое правительство, которое не верит даже в собственную правоту, ибо его цель одна: лишить нас Торы.

Но несмотря на всю опасность, нависшую над нашим народом, мы не имеем права отчаиваться. Ханука учит нас, что нельзя отступать ни перед греками, ни перед их сообщниками из среды евреев. В молитве мы благодарим Всевышнего за то, что Он «предал сильных в руки слабых, многочисленных в руки немногих… преступников в руки праведников, творящих зло в руки занимающихся Торой». То же самое произойдет и теперь.


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру