Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Спрашивают: у «ортодоксов» не принято ходить ни в театр, ни в кино, их не увидишь среди зрителей и спортсменов на стадионе; в их домах нет телевизоров. Как они развлекаются?!

Действительно, проблема. Все знакомы с поговоркой: «Одни живут, чтобы работать, другие работают, чтобы жить». Спрашивающий, наверное, относится ко второй группе. В его представлении жить — значит развлекаться, получать удовольствия, отдыхать. Так он устал на работе!

Но в представлении «ортодокса» разницы в понятиях «жить» и «работать» нет: и то, и другое означает соблюдать заповеди. Как видите, для него не существует работы в виде тяжкой и постылой обязанности, от которой надо отвлечься («развлечение» — того же корня).

Религиозный еврей учится. Многие виды светских развлечений — для него пустая трата времени. Он не может пойти на такую роскошь. Да и удовольствие от них — в его глазах сомнительное… Поэтому еврей Торы не понимает горя светского человека, у которого сломался телевизор и он вынужден два вечера подряд провести наедине с женой, ребенком и собакой, — смертная тоска!

В религиозной среде — свой отдых. Например, строительство сукки перед Сукот. В нем участвует вся семья, что само по себе праздник. Или ручная выпечка мацы для Песаха. Или все дни Хануки, когда в религиозных кварталах царит веселье, какого не увидишь в другом месте. Или Пурим. Праздник праздников! А семейные торжества? Вы видели, как готовятся к ним в многодетной семье? В другой среде так свадьбу не ждут, как здесь бар-мицву. А как готовятся здесь к свадьбам! Всем кварталом, всей родней… Поверьте, «ортодоксы» знают толк в отдыхе и веселье.


До 40 лет он служил пастухом и не только не изучал Тору, но и не умел читать. Но затем стал великим мудрецом, духовным лидером наставником поколения. Читать дальше

Раби Элиэзер бен Орканос

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Раби Элиэзер Агадоль – один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен.

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

От Синая до наших дней. Эпоха Танаев

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.

«Сфират аомер» — счет омера

Рав Исроэль-Меир Лау

В чем состоит предназначение «Сфират аомер»? Что это вообще такое — омер? Что отличает период «Сфират аомер» от прочих времен года?