Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Мудрецы учат, что в любой теме Торы, в любом ее отрывке, стихе и рассказе, каким бы далеким от нашей жизни этот рассказ ни казался, — на каждой ее странице мы получаем важный урок, нужный нам именно сегодня, сейчас, в нашем веке. Тора говорит с нами о вещах актуальных, необходимых, злободневных. Более того, она обращается к каждому поколению так, словно только для него, этого поколения, и написана.

Откроем для примера книгу Шмот с описанием Переносного Храма, построенного в пустыне после Исхода из Египта. Проводником по этим страницам возьмем себе знаменитого комментатора Торы, автора сборника «Кли Якар».

Получив указание сделать Переносной Храм (Мишкан), Моше не мог не обратить внимание на то, что о трех предметах его утвари сказаны одни и те же слова: «Веасита ло зер заав савив, И сделай к нему (этому предмету) золотой венец кругом». Так говорится о Святом ковчеге (арон), в котором должны были храниться Скрижали завета (Лухот абрит); о святом столе (шульхан) для специальных хлебов; и о золотом жертвеннике (мизбеах) для воскурений.

Известно, что Храм являл собой как бы модель всего космоса, созданного Творцом. Каждая деталь Храма, любой его элемент имел свой аналог во внешнем мире. Что касается трех упомянутых храмовых предметов, покрытых золотыми коронками, то им соответствовали три короны, которыми Всевышний наградил еврейский народ: корона Торы (ей соответствует арон), корона священничества (мизбеах) и корона царей (шульхан).

Пока никаких параллелей с нашим бытием вроде нет. Но если внимательно прочитать описание этих предметов, неожиданно всплывает четко выраженный намек на человеческий духовный мир, на наши с вами внутренние качества. Другими словами, здесь скрыто указание, как надо вести себя в нашей сегодняшней, вроде бы очень далекой от Храма, жизни.

Разговор идет о размерах трех указанных предметов. Они даны очень четко. У каждого свои. Про арон написано, что он представлял собой ларь шириной и длиной в полтора локтя и высотой в два с половиной локтя. Обратим внимание — все числа дробные. В отличие от него параметры жертвенника — целые числа: высота — два локтя, в плане — квадрат со стороной в один локоть. Что касается стола, то в его размерах есть целые числа: длина — два локтя, ширина — один локоть, — и дробь: высота — полтора локтя.

О чем все это говорит? Что отсюда можно извлечь? — Великий урок! Оказывается, Тора учит нас правильному взгляду на нашу жизнь, которая состоит из двух миров — материального и духовного. И каждый из этих миров требует особого к себе отношения.

Арон олицетворяет Тору. Его дробные размеры как бы указывают, каким способом надо постигать Тору и как обеспечить себе духовный подъем, работая над собственными качествами. В этой области запрещено останавливаться на полпути, запрещено пребывать в довольстве от достигнутого. Дробь указывает на незавершенность. Мы всегда в дороге, наши достижения скудны, перед нами — только начало. В ароне скрыты Скрижали, в нас скрыта душа. Эту душу надо реализовать, осуществить.

Но не такова материальная составляющая жизни, связанная с такими понятиями как богатство и почет (со знаками плюс или минус). Шульхан является аналогом земного царства, символом владения вещами и господства над бренным миром. Материальные приобретения должны вызывать в нас чувство полноты, довольства, завершенности. Нам дано ровно столько, сколько надо. Весь мир — как большой стол. И мы за этим столом — довольные своей долей. Но только за столом! Все, что выше, — нас уже не касается. Ибо его высота выражена дробью. Высота — намек на различия в состояниях, когда всегда есть кто-то выше — богаче, добившийся большего почета. А есть те, кто внизу, под нами. Урок — в том, что надо остерегаться смотреть вверх, ставя неверные цели. И еще один урок в дробности размера высоты шульхана: будь скромен, не стремись к полноте и совершенству в этой составляющей нашей жизни — в подъеме к более полному обладанию, к накоплению. Умерь страсти и аппетит.

А что мизбеах, жертвенник, с его целочисленными размерами? На нем сжигали благовония — с целью искупить проступки человека. До этого человек был поломан, неисправлен (дробь на иврите — шевер, от корня со значением ломать, дробить). Искупление — всегда исправление, починка того, что поломано, возврат к первоначальному совершенству. Проступок совершен телом для удовлетворения своих, телесных влечений. Но искупление совершается в духовном плане — чтобы исправить душу, заключенную в теле. После искупления человек возвращается к своей цельности, он покинул мир проступков и прегрешений. Такое совершенство достигается только путем духовных усилий. Во времена Храма мы очищались приношениями на золотом жертвеннике. В наше время — молитвой, благими делами и помощью бедным.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше