Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие молитвы должна читать женщина в течение дня?

Темы: Женщина, Еврейская молитва, Мендель Агранович

Отложить Отложено

Шалом! Какие молитвы должна читать женщина в течение дня? Заранее спасибо. С.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая С.,

Говоря о молитвах женщины в течение дня, следует различать желаемое и действительное. Мишна Брура (106) постановляет, что женщина обязана читать утреннюю и послеполуденную молитву. Основанием для этого является высказывание Талмуда в трактате Брахот: хотя молиться заповедано в определенное время, а женщины освобождены от всех предписывающих заповедей, для выполнения которых установлено определенное время, молиться женщина обязана. Так как молитва пробуждает милосердие Творца к нам, а женщина нуждается в Его милосердии не меньше, чем мужчина.

Хофец Хаим приходит к заключению, что таково мнение большинства законодателей (кодификаторов Закона), на основания мнения Рамбана и рава Арье Гинзбурга, автора книги Шаагат Арье. Поэтому он (Хофец Хаим) пишет: следует научить женщин читать Амиду утром и днем, а также читать утром Шма вместе с благословением после него, чтобы упомянуть выход из Египта и соединить это упоминание с молитвой (одна из основных идей, заложенных в утренней молитве — Шахарит). Но это, по утверждению самого рава Исроэля Меира из Радина, автора книг Мишна Брура и Хофец Хаим, — лишь то, что желательно. В реальности, говорит он, многие женщины, опираясь на мнение Рамбама, читают лишь короткую молитву с утра, которая включает в себя прославление Всевышнего, просьбы к Нему и благодарность. Неважно, какая это будет молитва, главное, чтобы она состояла из трех этих частей. И ее можно читать на любом языке.

Поэтому в реальности современные законодатели выделяют несколько ситуаций:

— Женщина, занятая уходом за детьми и домашними делами, согласно букве Закона освобождена в это время от выполнения других заповедей — как любой человек, занятый выполнением одной заповеди, освобождается в это время от выполнения другой (в данном случае — от молитвы). Это — по двум причинам. Во-первых, дети нуждаются в маме, во-вторых, мама не может сосредоточиться, т.к. атмосфера неспокойная. Мы, конечно, можем дать совет — встать пораньше, пока дети спят, и прочесть молитву от начала до конца. Но как поступить на практике — каждая женщина решает для себя. По букве закона она не обязана так делать, так как это приведет ее к чрезмерной усталости, срыву в близкой или далекой перспективе. Она сама должна реалистически оценить свои силы. Но с другой стороны, то, о чем говорит Хофец Хаим, — короткая молитва с прославлением, просьбами, благодарностью Всевышнему — это тот минимум обращения к Творцу и связи с ним, без которого не может себя оставить ни одна еврейка. А если у женщины есть время на молитву, например, она не замужем или кто-то следит за детьми и ей не надо делать никаких других домашних дел, то

— она обязана произнести утренние благословения, благословение на Тору с одним лишь отличием: вместо благословения «…не создал меня женщиной» произнести «создал меня по желанию Своему».

— произнести Песукей де-Зимра. Это часть утренней молитвы, содержащая главы из Тэилим (псалмов царя Давида) и других частей Танаха (есть во всех сидурах).

— может сказать благословение перед чтением утреннего Шма, но не обязана это делать. Желательно, чтобы женщина произносила Шма Исраэль, т.к. это принятие Власти Небес, хотя бы первое предложение: Шма Исраэль а-Шем Элокейну а-Шем Эхад.

— женщина обязана упомянуть выход из Египта, поэтому должна произнести благословение после Шма и сразу после этого начать читать Амиду, дабы «соединить избавление с молитвой».

— если женщина читает и Маарив (вечернюю молитву), она должна произнести благословение после Шма и в этой молитве. Но те, кто не молится вечером, не произносит благословение после Шма перед молитвой Амида.

Как уже говорилось, женщина обязана читать молитву Амида утром и днем, от первого луча до захода солнца. Как в будни, так и в субботы и праздники. Вечернюю молитву подавляющее большинство женщин не читает.

По поводу молитвы Мусаф мнения законодателей разошлись, но по всем мнениям женщина имеет право читать Мусаф.

Женщина обязана читать Алель только в Пасхальной агаде, во всех остальных случаях не обязана. Но имеет право читать Алель и произносить благословение на его чтение.

Порядок предпочтений следующий.

1. Для женщины, у которой нет времени молиться:

— если совсем нет времени, хотя бы короткая молитва, см. выше.

—. если есть 5-7-минут — молитва Амида.

— 10-15 минут — благословения после Шма и Амида

— 15-20 минут — утренние благословения, благословение на Тору, минимальные Песукей де-Зимра, а именно Барух ше-Амар («Благословен Тот, по слову Которого возник мир…» — благословение перед чтением Песукей де-Зимра), Ашрей («Счастливы пребывающие в доме Твоем…» — основная часть Песукей де-Зимра), Иштабах («Да будет вечно прославляемо Имя Твое…» — благословение на завершение Песукей де-Зимра). Первый стих Крият Шма и фраза «Благословенно Царство Его вовеки».

— 30-40 минут — все Псукей де-Зимра, утреннее благословение Шма с тремя главами Шма Исраэль.

Время, которое мы указали, — для тех, кто бегло читает на иврите. Важно не забывать, что главное в молитве — это сосредоточение мысли, а не много машинально сказанных слов. Поэтому «лучше меньше, да лучше».

У многих из наших бабушек было принято молиться по специальным молитвенникам на идиш, в которых были собраны краткие просьбы любой любящей еврейской матери. Силу этих молитв вместе с чистой слезой «а идише мамэ» сложно переоценить. Она может пробить самую прочную «стену» между еврейским народом и Всевышним.

Надеюсь, что Вы сможете выбрать для себя оптимальный вариант, соответственно своей занятости и свободному времени. Не забывайте также про силу Тэилим, псалмов царя Давида. В субботу, праздники можно выбрать время, чтобы обратиться с просьбой, прославлением и благодарностью к нашему Творцу.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).