Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие молитвы должна читать женщина в течение дня?

Темы: Женщина, Еврейская молитва, Мендель Агранович

Отложить Отложено

Шалом! Какие молитвы должна читать женщина в течение дня? Заранее спасибо. С.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая С.,

Говоря о молитвах женщины в течение дня, следует различать желаемое и действительное. Мишна Брура (106) постановляет, что женщина обязана читать утреннюю и послеполуденную молитву. Основанием для этого является высказывание Талмуда в трактате Брахот: хотя молиться заповедано в определенное время, а женщины освобождены от всех предписывающих заповедей, для выполнения которых установлено определенное время, молиться женщина обязана. Так как молитва пробуждает милосердие Творца к нам, а женщина нуждается в Его милосердии не меньше, чем мужчина.

Хофец Хаим приходит к заключению, что таково мнение большинства законодателей (кодификаторов Закона), на основания мнения Рамбана и рава Арье Гинзбурга, автора книги Шаагат Арье. Поэтому он (Хофец Хаим) пишет: следует научить женщин читать Амиду утром и днем, а также читать утром Шма вместе с благословением после него, чтобы упомянуть выход из Египта и соединить это упоминание с молитвой (одна из основных идей, заложенных в утренней молитве — Шахарит). Но это, по утверждению самого рава Исроэля Меира из Радина, автора книг Мишна Брура и Хофец Хаим, — лишь то, что желательно. В реальности, говорит он, многие женщины, опираясь на мнение Рамбама, читают лишь короткую молитву с утра, которая включает в себя прославление Всевышнего, просьбы к Нему и благодарность. Неважно, какая это будет молитва, главное, чтобы она состояла из трех этих частей. И ее можно читать на любом языке.

Поэтому в реальности современные законодатели выделяют несколько ситуаций:

— Женщина, занятая уходом за детьми и домашними делами, согласно букве Закона освобождена в это время от выполнения других заповедей — как любой человек, занятый выполнением одной заповеди, освобождается в это время от выполнения другой (в данном случае — от молитвы). Это — по двум причинам. Во-первых, дети нуждаются в маме, во-вторых, мама не может сосредоточиться, т.к. атмосфера неспокойная. Мы, конечно, можем дать совет — встать пораньше, пока дети спят, и прочесть молитву от начала до конца. Но как поступить на практике — каждая женщина решает для себя. По букве закона она не обязана так делать, так как это приведет ее к чрезмерной усталости, срыву в близкой или далекой перспективе. Она сама должна реалистически оценить свои силы. Но с другой стороны, то, о чем говорит Хофец Хаим, — короткая молитва с прославлением, просьбами, благодарностью Всевышнему — это тот минимум обращения к Творцу и связи с ним, без которого не может себя оставить ни одна еврейка. А если у женщины есть время на молитву, например, она не замужем или кто-то следит за детьми и ей не надо делать никаких других домашних дел, то

— она обязана произнести утренние благословения, благословение на Тору с одним лишь отличием: вместо благословения «…не создал меня женщиной» произнести «создал меня по желанию Своему».

— произнести Песукей де-Зимра. Это часть утренней молитвы, содержащая главы из Тэилим (псалмов царя Давида) и других частей Танаха (есть во всех сидурах).

— может сказать благословение перед чтением утреннего Шма, но не обязана это делать. Желательно, чтобы женщина произносила Шма Исраэль, т.к. это принятие Власти Небес, хотя бы первое предложение: Шма Исраэль а-Шем Элокейну а-Шем Эхад.

— женщина обязана упомянуть выход из Египта, поэтому должна произнести благословение после Шма и сразу после этого начать читать Амиду, дабы «соединить избавление с молитвой».

— если женщина читает и Маарив (вечернюю молитву), она должна произнести благословение после Шма и в этой молитве. Но те, кто не молится вечером, не произносит благословение после Шма перед молитвой Амида.

Как уже говорилось, женщина обязана читать молитву Амида утром и днем, от первого луча до захода солнца. Как в будни, так и в субботы и праздники. Вечернюю молитву подавляющее большинство женщин не читает.

По поводу молитвы Мусаф мнения законодателей разошлись, но по всем мнениям женщина имеет право читать Мусаф.

Женщина обязана читать Алель только в Пасхальной агаде, во всех остальных случаях не обязана. Но имеет право читать Алель и произносить благословение на его чтение.

Порядок предпочтений следующий.

1. Для женщины, у которой нет времени молиться:

— если совсем нет времени, хотя бы короткая молитва, см. выше.

—. если есть 5-7-минут — молитва Амида.

— 10-15 минут — благословения после Шма и Амида

— 15-20 минут — утренние благословения, благословение на Тору, минимальные Песукей де-Зимра, а именно Барух ше-Амар («Благословен Тот, по слову Которого возник мир…» — благословение перед чтением Песукей де-Зимра), Ашрей («Счастливы пребывающие в доме Твоем…» — основная часть Песукей де-Зимра), Иштабах («Да будет вечно прославляемо Имя Твое…» — благословение на завершение Песукей де-Зимра). Первый стих Крият Шма и фраза «Благословенно Царство Его вовеки».

— 30-40 минут — все Псукей де-Зимра, утреннее благословение Шма с тремя главами Шма Исраэль.

Время, которое мы указали, — для тех, кто бегло читает на иврите. Важно не забывать, что главное в молитве — это сосредоточение мысли, а не много машинально сказанных слов. Поэтому «лучше меньше, да лучше».

У многих из наших бабушек было принято молиться по специальным молитвенникам на идиш, в которых были собраны краткие просьбы любой любящей еврейской матери. Силу этих молитв вместе с чистой слезой «а идише мамэ» сложно переоценить. Она может пробить самую прочную «стену» между еврейским народом и Всевышним.

Надеюсь, что Вы сможете выбрать для себя оптимальный вариант, соответственно своей занятости и свободному времени. Не забывайте также про силу Тэилим, псалмов царя Давида. В субботу, праздники можно выбрать время, чтобы обратиться с просьбой, прославлением и благодарностью к нашему Творцу.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме