Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

А зачем вообще надо отличать добро от зла? Достаточно жить по заповедям!

Темы: Мудрость, Изучение Торы, Добро и Зло, Самосовершенствование, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Раввин! Скажите, пожалуйста, а зачем вообще надо различать между добром и злом?! Я имею в виду, ведь достаточно жить по заповедям (дабы, так сказать, жить по законам Б-га) и всё! Зачем же надо думать над тем, что есть хорошо и почему это хорошо и что есть плохо и почему это плохо?! Александр

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Александр,

Если я правильно понял, Вы спрашиваете, существует ли необходимость размышлять о сути различных явлений в мире — хороши они или плохи. А также о том, как мы с этими явлениями «соотносимся», и, если как-то с ними взаимодействуем, — то хорошо это или не очень. Возможно, достаточно просто выполнять заповеди Всевышнего, которые регулируют наше поведение в тех или иных ситуациях в жизни…

Но есть области, в которых нам предоставлена возможность самостоятельно решать, как поступить. Не стараясь понять суть вещей: что есть хорошо, а что — плохо, не стараясь вникнуть в глубочайшую мудрость нашей Традиции, мы рискуем принять неверное решение. Например, человек старается скопить богатство, чтобы обеспечить себе достойную старость. Это хорошо или плохо? Разумеется, речь идет о человеке, который даёт цдаку, отделяет десятину, и т.д. — ведь в Вашем примере говорится о тех, кто живёт по заповедям Б-га. Тора не даёт конкретного указания, как поступать с оставшимися деньгами, это — «на личное усмотрение». Но царь Шломо[1] сообщает нам, что «есть богатство, хранимое хозяину во зло…». Наши мудрецы[2] поясняют, почему такое богатство названо злом. Ведь если оно каким-то образом пропадёт при жизни человека — до конца жизни он будет переживать и страдать из-за этого, ведь для накопления было приложено столько усилий! А если при жизни хозяина с богатством ничего не случится — как он уйдёт из этого мира с «пустыми руками», без тех добрых дел, которые мог совершить, вместо того, чтобы прилагать усилия к накоплению богатства и его сохранению?![3]

Кроме того, наши мудрецы много говорят о том, что человеку следует углублять своё понимание Торы и заповедей Творца, а не выполнять заповеди автоматически, как сказано в книге пророка Йешай и[4] «…благоговение их предо Мною — заученная заповедь людей».

Есть и еще одна причина. Рамхаль (раби Моше-Хаим Луццатто) в своей книге Дерех а-Шем[5] объясняет, что из всех существующих возможностей самосовершенствования и приближения к Всевышнему одна — самая возвышенная. Это изучение Торы. И изучение Торы воздействует на человека так, что он приобретает частички славы и совершенства[6] Самого Всевышнего.

Далее, в той же главе, Рамхаль поясняет: есть несколько уровней изучения Торы и воздействия этого изучения. Как было сказано, изучая Тору, человек получает частичку величия и совершенства Самого Творца. И не похож тот, кто понимает лишь слова, составляющие Тору, на того, кто глубоко понимает смысл написанного. А тот, кто понимает смысл, — на того, кто смог еще более углубиться в понимании. Как видите, для того, чтобы добиться более высокого уровня воздействия Торы и духовного совершенства, следует углублять понимание Торы, понимание различных явлений в мире и понимание того, как соблюдение законов Торы воздействует на мир.

Напоминаю, что на нашем сайте существует раздел Учёба, где можно изучать Тору, углублять свое понимание — как с индивидуальным преподавателем через Скайп, так и на Вебинарах, и не только…

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Коэлет, 5:12.

[2] См., например, Таалумот Хохма.

[3] Разумеется, речь не идет о том, что человеку в принципе не следует быть богатым. Вовсе нет. Имеется в виду лишь ситуация, когда человек прилагает к достижению богатства слишком большие усилия вместо того, чтобы изучать Тору, выполнять заповеди на достойном уровне и прилагать усилия к достижению духовного совершенства.

[4] 29:13.

[5] 4-я часть, 2-я глава.

[6] Перевод согласно комментарию Ор а-Дерех.

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».