Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда и как возникли нынешние молитвы?

Темы: Еврейская молитва, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Уважаемый Рав, когда и как возникли нынешние молитвы?

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Игорь!

Первым упоминанием в тексте Торы молитв, часто используемых сегодня, можно считать Песнь на море, которая вошла в Псукей де-Зимра, и молитвы Моше рабейну за еврейский народ. Когда был сделан золотой телец и когда разведчики оклеветали Землю Израиля, Моше молился, чтобы отвести гнев Творца от евреев. Эти молитвы стали неотъемлемой частью слихот. Известно также, что праотцы Авраам, Ицхак и Яаков постановили молиться шахарит, минху и арвит соответственно. Но тексты, обязательные в молитве для всех, были сформулированы гораздо позже.

Основные молитвы, такие, как Шмонэ эсре и благословения криат Шма (до и после чтения «Шма Исраэль»), были сформулированы мужами Великого Собрания, руководившими духовной жизнью еврейского народа после возвращения из вавилонского изгнания. После разрушения Второго Храма молитва приобрела дополнительное значение — она стала заменой корбанот (жертвоприношений). Биркат коаним — благословение коэнов — это заповедь Торы, и во время Храма коэны благословляли народ после принесения корбанот. Впоследствии это стало неотъемлемой частью молитвы, а именно — повторения ведущим Шмонэ-эсре. Слова, которые говорят коэны, взяты из Торы, книга Бемидбар.

Различные брахот, как утренние благословения, так и благословения на еду, на изучение Торы и т.д., были сформулированы тоже задолго до периода танаим, которые руководили народом после Великого Собрания. Известно: еще царь Давид постановил, что каждому следует произносить не менее 100 брахот в день. Хотя и нет сведений о четких формулировках в тот период.

Псукей де-Зимра также упомянуты в Талмуде, основой для них послужило правило «сидеть час перед молитвой и готовиться к ней», прославляя Всевышнего с помощью Теилим и других фраз из Танаха. В окончательном современном виде они были представлены только во времена ришоним.

Таханун, читаемый после основной молитвы, вошел в состав молитвы не позднее эпохи танаим — мудрецов Мишны. От эпохи гаонов (700-900 годы н.э.) до нас дошли тексты, которые необходимо читать. Позднее были добавлены дополнительные просьбы понедельника и четверга.

Кадиш основывается на молитвах Даниэля и пророка Йехезкеля, во времена Мишны его читали после молитвы и изучения Торы, впоследствии был введен обычай использовать полу-Кадиш для отделения друг от друга разных этапов молитв.

В результате можно уверенно сказать, что основной корпус молитвы, такой, какой мы знаем ее сегодня, утвердился в период между эпохой Эзры и последних пророков и эпохой мудрецов Талмуда. Некоторые дополнения (например, многие кинот — траурные элегии — на 9 Ава и расширенные поэтические отрывки в молитвах на Рош а-Шана и Йом Кипур) были включены в молитву во времена ришоним — мудрецов раннего средневековья.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Еврейские молитвы

Материалы по теме


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше