Из цикла «Хроника поколений», темы: Первосвященник, Пророки, Спасение жизни, Александр Кац, Власть, Царь
Йеояда (יהוידה הכהן; 2968-3098 гг. /792-662 г. до н.э./) — пророк и первосвященник Первого Храма.
Учился у пророка Элиши (см.) и получил от него посвящение в пророки (Рамбам, Аяд Ахазака, Акдама; Седер адорот 3055).
Был женат на Йеошават — дочери царя Йеуды Йеорама, вступившего на престол в 3047 году /713 г. до н.э./, и царицы Атальи (см. II Диврей аямим 22:11; Седер адорот).
Йеояда стал первосвященником в очень трудный для народа период: под влиянием царицы Атальи, которая была дочерью израильского царя-идолопоклонника Ахава, царь Йеорам склонился к идолопоклонству и растлил народ Йеуды так же, как его тесть Ахав растлил население северного царства — Израиля (II Мелахим 8:18; II Диврей аямим 21:6-11). В 3055 году /705 г. до н.э./, после смерти Йеорама, воцарился его сын Ахазия — брат жены Йеояды. Но вскоре новый царь был убит, и престол захватила нечестивая Аталья, приказавшая ради упрочения своей власти отравить всю родню своего мужа, чтобы полностью искоренить династию Давида (см.). Однако жена Йеояды сумела выкрасть и спрятать годовалого сына Ахазии — Йоаша. В течение шести лет Йеояда скрывал его в различных помещениях Храма, а в 3061 году /699 г. до н.э./, когда мальчику исполнилось семь лет, возвёл его на престол. Нечестивая Аталья была казнена. По приказу Йеояды были уничтожены все идолы и жертвенники Бааля (II Мелахим 8:24-26, 11:1-18; II Диврей аямим 22:1-23:17; Седер адорот).
В течение нескольких лет Йеояда был опекуном и соправителем малолетнего Йоаша,[1] и царь слушался его голоса. Праведный первосвященник сумел возвратить значительную часть народа к служению Творцу. Под его управлением была произведена реконструкция Храма (II Мелахим 11:17, 12:8-15; II Диврей аямим 23:16, 24:2-14; Седер адорот).
Праведный Йеояда пользовался исключительным авторитетом. О нем говорили: «Если бы первосвященник Аарон жил в поколении Йеояды, то Йеояда превосходил бы его своим величием» (Коэлет раба 1:8).
В 3067 года /693 г. до н.э./ столетний Йеояда передал посвящение в пророки своему сыну и ученику Зехарье (см.), который вскоре сменил его и в роли первосвященника (Седер адорот).
Йеояда умер в 3098 году /662 г. до н.э./, прожив сто тридцать лет. Похоронен в Иерусалиме, в усыпальнице царей дома Давида (II Диврей аямим 24:15-16; Седер адорот).
[1] Этот царь Иудеи был тезкой царя Йоаша, правившего приблизительно в тот же период в северном царстве — Израиле.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»