Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто служит Всевышнему в любви, достойнее того, кто делает это в страхе»Вавилонский Талмуд, Трактат Сота 31а
Сила молитв рава Шаха

«Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте…» (Шмот 22:21). Человек обязан проявлять осторожность при общении с сиротами и вдовами, поскольку их душа и дух сокрушены и подавлены. Это верно, даже если речь идет о вдовствующей царице, которая не испытывает нужды ни в чем (Рамбам[1], Ильхот Дэот 6:8).

Интересную историю рассказывает рав Меир Фейер:

Как-то на уроке (преподавал тогда ежедневный лист Гмары) я процитировал несколько высказываний рава Шаха[2]. После урока ко мне подошел пожилой еврей:

— Хочу рассказать Вам историю, показывающую силу молитвы, а особенно — молитвы рава Шаха.

И вот что он рассказал.

Я был молодым парнем, жил с родителями в Антверпене, в Бельгии. Однажды позвонил телефон, сестра сняла трубку. Звонивший представился:

— Лейзер Шах из Бней-Брака.

— Рав Шах?! — воскликнула она.

Собеседник подтвердил и сказал, что должен поговорить с ее братом Даниэлем, то есть, со мной.

Я подошел к телефону, и рав Шах попросил меня об одолжении:

— У нас в ешиве есть парень, он сирота, по-настоящему богобоязненный. Ему трудно найти невесту, он ищет девушку, готовую взять на себя все домашние дела, пока он будет изучать Тору. Я начал этим заниматься и нашел для него невесту, обязавшись уплатить сто тысяч долларов…

Рав Шах замолчал, а я осторожно спросил:

— Почему уважаемый рав рассказывает мне об этом?

— Слушай, ты молодой парень, полный сил, — ответил рав Шах. — А мне в моем возрасте трудно ходить и собирать деньги. Прошу тебя сделать важное дело. Твой дядя торгует алмазами на бирже. Зайди к нему в офис и скажи, что просишь от имени рава Шаха. Попроси его ради того парня-сироты, о котором я сказал, дать сто тысяч долларов.

— Но, уважаемый рав, это очень большая сумма!

— Верно, — сказал рав Шах. — Но если он не даст тебе всю сумму, пойди еще к кому-нибудь. Ты выполняй свою задачу, а я буду молиться, чтобы тебе послали помощь Свыше.

На следующий день я пришел в офис дяди. Он приветливо встретил меня, пригласил садиться. Мы поговорили о семейных делах, а затем я сказал:

— Дядя, не смотри на меня сейчас как на Дани. Представь, будто я немного ниже, седобородый старец в шляпе Хомбург. Представь, что к тебе в офис вошел сам рав Шах… Дядя улыбнулся и спросил:

— Что случилось? Пурим вроде бы уже давно прошел.

Этого момента я и ждал. Я рассказал ему о звонке рава Шаха и о его просьбе помочь ученику со свадьбой, а затем назвал всю сумму. Дядя внимательно выслушал, подумал минуту и сказал:

— Смотри, у меня нет сейчас ста тысяч долларов, чтобы тебе дать. Но на прошлой неделе у меня прошла удачная сделка, и десятина от выручки лежит здесь, в ящике.

Он вынул из ящика конверт с 25000 долларов и протянул его мне. Но я не спешил брать, вспоминая беседу с равом. Из этой беседы с равом Шахом я почерпнул силы, чтобы ответить:

— Спасибо тебе, но рав просит сто тысяч.

— Знаешь что, — сказал дядя. — Тебе даже на лифте спускаться не надо. Здесь, на этом же этаже, есть офис одного антверпенского богача. Он еврей, любящий Тору и всех, кто ее изучает. Подойди к нему и скажи, что идешь с двойным заданием — рава Шаха и моим.

Я тотчас отправился к тому человеку в офис, постучал, и мне разрешили войти. У богача сидел пожилой еврей. Я понял, что, если уж мне позволили войти, не будет ничего страшного, если я их немного отвлеку. Сразу сообщил о «двойном задании» и стал расхваливать парня из Поневежской ешивы, на свадьбу которого рав Шах просил сто тысяч долларов.

Внезапно старик беспокойно заерзал на стуле, а затем разразился воплями:

— Это еще что такое? Какая наглость! Вы сидите себе в Бней-Браке, а затем приезжаете жениться в Антверпен! Что это значит? Идите работать!

Эта неожиданная атака разозлила меня. Я собрал всю дерзость, которой располагал, и ответил:

— Прошу прощения, с вами вообще кто-то разговаривал? Я обратился к владельцу этого офиса. У вас я не прошу ни единого доллара. Поэтому, пожалуйста, не вмешивайтесь.

Он решил в долгу не оставаться:

— Знаешь, что, парень?! Не говори так со мной. Ты не можешь мне хамить, я Аушвиц прошел, у меня жена и семеро детей сгорели. Я в одиночку приехал в Бельгию и заново построил свою жизнь вот этими руками. Поэтому будь добр разговаривать вежливо.

Когда упоминают Холокост, язык сразу укорачивается… Я попросил прощения, и в офисе повисла гнетущая тишина. Тогда, благодаря помощи Свыше, мне вспомнились слова Маарша[3], который удивляется: почему, когда человек после смерти поднимается на небо, его спрашивают, произвел ли он на свет потомство? Ведь это далеко не всегда зависит от него… И отвечает, что вопрос этот надо понимать так: постарался ли он устроить брак для сирот?

Тогда я сказал старику:

— У вас дети погибли… Теперь у Вас есть возможность помочь сироте создать семью, и это будет засчитано как выполнение заповеди «плодиться и размножаться».

Старик взволновался и захотел увидеть, что написано у самого Маарша. Я побежал в офис к дяде, достал трактат Шабат и показал комментарий Маарша (Шабат 31 а). Старик прочел, поднял глаза от книги и произнес:

— Позвони в Бней-Брак раву Шаху и скажи, что с меня сто тысяч.

Я был ему очень благодарен. Сразу побежал звонить раву Шаху, который, к моей радости, был дома. Рассказал, как всё было, и рав велел мне вернуться к дяде и отдать ему конверт с 25000 долларов. Но дядя не согласился забрать их:

— Отправь в Бней-Брак раву Шаху, там ведь есть и другие сироты.

Старик, пожертвовав такую сумму, захотел сам встретиться с тем сиротой. Через неделю он приехал в Израиль и отправился в ешиву Поневеж, где его ждал сюрприз. Его встретили жених и невеста. Отвечая на его распросы, невеста рассказала, что ее родители похоронены на Ар Менухот.

— Об этом мне не говорили! — воскликнул старик. — Значит, это и впрямь — как написано у Маараша: устроить брак двум сиротам.

Неделю спустя тот старик умер…

Такова была сила молитвы рава Шаха, — закончил реб Даниэль свой рассказ, — который молился в Бней-Браке, чтобы мне всё удалось в Бельгии (Бэха Батахну, Тэила лэ-Давид).


[1] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[2] Раби Элазар-Менахем-Ман бар-Эзриэль Шах (ок.5654-5762 / ок. 1894-2001) — глава ешивы Поневеж в Бней-Браке, духовный лидер своего поколения.

[3] Раби Шмуэль-Элиэзер бар-Йеуда а-Леви Эйдельс (Маарша; 5315-5392 / 1555-1631, Польша) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше