Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Приношения, сделанные при открытия жертвенника, не спасли князей от наказания за лень

«Князья принесли камни оникса» (35:27). Посмотрите, сколько глубины есть в одном слове в нашей святой Торе. Сколько можно выучить не только из самого слова, но и из того, что не написано в нем — из одной недостающей буквы! После перечисления всех пожертвований для скинии говорится: «А князья принесли камни оникса и вставные камни для эфода и нагрудника». Это были самые дорогие пожертвования — драгоценные камни: сапфир и алмаз, оникс и яшпа. Однако слово «князья» (несиим) написано с пропущенной буквой Йуд. Почему?

Раши пишет: «Вот что сказали князья: “Пусть народ принесет любые пожертвования, а то, чего будет недоставать, мы восполним”. И когда народ принес все необходимое, князья сказали: “Что же нам теперь делать?” Принесли камни оникса». Поскольку все уже было принесено для работы над скинией, князьям ничего не оставалось, кроме как принести драгоценные камни для одежд первосвященника. В саму же скинию они ничего не вложили.

Поэтому при открытии жертвенника они первыми сделали приношения. А за то, что проявили лень вначале, в их названии осталась пропущена буква Йуд.

Поразительно! На первый взгляд, князья были правы. Мало того, они были готовы «подписать чек без точно указанной суммы» — взяли обязательство дополнить все, чего будет недоставать. Представьте себе, что устраивают сбор средств для свадьбы бедной сироты, которой нужны одежда и обувь, квартира и мебель. Приходят к богачу собрать пожертвования, а он спрашивает: «О какой сумме идет речь?»

Ему отвечают: «Около ста пятидесяти тысяч долларов, включая расходы на свадьбу». Богач говорит: «Хорошо, продолжайте собирать, а я в конце дополню то, чего будет не хватать». Двадцать, тридцать, пятьдесят тысяч, а может и все сто пятьдесят. Чего не хватает — все это придет от меня!

Что бы мы сказали на это? Мы бы восхитились его щедростью, прославили бы его имя! И именно так повели себя князья — они были готовы восполнить все недостающее. Почему же в таком случае в этом слове не хватает буквы?

Возможно, святая Тора намекает здесь, что в их поступке содержался изъян, касающийся их статуса. Истинный князь, верный пастырь своей общины, полностью доверяет своим людям. Он не подозревает их в том, что они не выполнят свою задачу. Князь, который как отец для своего племени, должен верить, что они непременно поспешат дать все необходимое, соберутся, и каждый будет стараться удостоиться внести свое имущество ради святого дела — для строительства скинии. Само высказывание князей: «Пусть народ принесет любые пожертвования, а то, чего будет недоставать, мы восполним» является изъяном в их статусе и должности, поэтому в ней (в слове, выражающем ее) исчезает буква.

Для нас уроком служит сказанное в другом месте: «Каждый — царь в своем доме, как говорится: Чтобы каждый человек властвовал в доме своем». Отец — царь, мать — царица, дети — подданые. И если мы цари, то должны доверять своим подданным. Должны верить, что они хотят быть хорошими и способны отличиться, воплотить возложенное на них и исполнить свои задачи. Вера в них — это первое условие для успеха в их воспитании (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим переехать в Израиль, но как оставить пожилых родителей одних в другой стране?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как подарить ребенку настоящую радость, а не суррогат?

11 октября, отвечает Ита Минкина

Помогите понять, как мотивировать мужа на более активную, интересную жизнь

8 октября, отвечает Ципора Харитан