Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы с радостью и охотой принимать уроки учителя, ученик должен знать о двух его качествах. Учитель мудрее его и лучше знает, что ему нужно, и изо всех сил печётся о его благе, и кроме блага ученика ему ничего не нужно»Рав Симха Зисл Зэев — Альтер из Кельма, Хохма у-Мусар, маамар 225

«Зачем вы, Моше и Аарон, отвлекаете народ от работы?» (5:4). Рассказывает рав Галинский.

В прошлом выступающего со словами Торы называли «увещевателем». Счастливы были те поколения — они не только принимали обличения, но еще и сами назначали над собой увещевателей. А в нашем поколении исполняется сказанное мудрецами: «Удивлюсь, если в этом поколении найдется тот, кто принимает обличение. Скажешь кому-либо: “Убери щепку из зубов”, а он отвечает: “Бревно из глаз убери”» (Эрхин 16 б).

Но это непонятно. Раби Йосеф Гиктилия написал (Сефер а-Мшалим), что увещеватель подобен врачу. Насколько точно! Врач диагностирует воспаление легких, предупреждает, что оно может распространиться, и выписывает помогающее от него лекарство. А пациент возмущается: «Да кто ты такой, чтобы говорить мне, что я болен, да еще приказывать мне, что делать. У меня воспаление легких?! Вот у тебя лысина — позаботься сначала о ней».

В таком случае у него не только воспаление легких, но еще и воспаление мозга. Какая связь между лысиной врача и болезнью пациента? Но с этим я сталкивался множество раз. Есть синагога, куда меня пригласили выступать. Я говорил о важности изучения Торы и о том, чтобы увеличить число уроков. Я почувствовал, что мои слова были приняты и в дальнейшем принесут результаты. Поговорим с равом, и добавят еще один урок. Один человек неожиданно встал: «А почему вы не идете в армию?»

Какая связь? Но он уже перевел разговор на другую тему, охладил энтузиазм собравшихся.

Надо было что-то ответить ему — урок Торы не должен был пропасть. Я сказал: «Извините, но вы хуже фараона». Я хотел вызвать у него шок, и мне это удалось. Он пришел в смущение, а напряжение выросло. Все ждали объяснений.

Я продолжил: «Когда Моше и Аарон требовали от фараона отпустить народ Израиля, он ответил: “Зачем вы, Моше и Аарон, отвлекаете народ от работы? Ступайте к трудам своим”. Раши объяснил: “Идите заниматься работой, которая осталась у вас дома”. Но египетское рабство не возлагалось на колено левитов. Обратите внимание — ведь Моше и Аарон входили и выходили, не спрашивая разрешения.

В Гмаре (Йома 28 б) сказано: “Со дней наших праотцов изучение Торы не прекращалось. Авраам, даже будучи старым, сидел в ешиве, и так же делали Ицхак и Яаков. Были в Египте — изучение Торы с ними”. Рамбам (Об идолопоклонстве 1:3) написал: “Наш праотец Яаков обучил всех своих сыновей. Он выделил Леви, назначил его главой и посадил в ешиву, чтобы преподавать пути Б-га и соблюдать заповеди Авраама”. Авторы Тосафот написали (Шмот 32:26), что у Рамбама объяснено, почему левиты не были в рабстве — причина в том, что все их труды были посвящены Торе. С ними исполнилось сказанное: “С каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя царства и земного пути”.

Значит, даже фараон понимал, что “где нет откровения, испортится народ” (Мишлей 29:18). Народу нужен духовный “хребет”, который поддерживал бы его. У нас есть вечная Тора, прекрасное наследие трех тысяч лет, законы и обсуждения, сказания и размышления, толкования и нравоучения. Фараон понимал, что их нельзя поработить, а вы этого не понимаете… Вот почему вы хуже фараона!»

Публика улыбалась, мои слова были приняты, но оппонент не уступал: «Что за сравнение! Народу нужны изучающие Тору, так пусть снимут с них бремя царства и бремя земного пути. Но мы же воюем за нашу страну и за самих себя, это заповеданная война. Опасность грозит самой нашей жизни. Все обязаны принять участие! Какая связь между рабством в Египте и службой в армии?»

Люди стали кивать головами, соглашаться. Призвать на службу в армию и срочно!

Я отвечал: «Какая связь? Самая прямая! Призыв на службу учащихся ешив и привел к египетскому рабству».

Брови поднялись, присутствующие стали недоумевать, публика слушала с полным вниманием.

Гмара спрашивает (Недарим 32 а): «За что был наказан наш праотец Авраам, так что его потомки были порабощены в Египте на двести десять лет? За то, что вел на войну учеников, как написано: “Вооружил своих воспитанников” (Берешит 14:14) — призвал на войну тех, кого воспитывал по Торе».

В чем же была претензия к нему? Ведь так или иначе ему понадобятся великие чудеса, чтобы одолеть армию царей, насчитывавшую около двух с половиной миллионов солдат (Санедрин 95 б). С ним и вправду произошли великие и могучие чудеса: «Положил перед ним народы, покорил царей, он обратит их в прах мечом, в солому развеянную луком» (Ишайя 41:2). Он бросал на них землю, а она превращалась в мечи; бросал солому — превращалась в стрелы (Таанит 21 а).

Если уж тебе нужны чудеса, укажи своим ученикам продолжать учебу, чтобы у тебя было больше заслуг. Нет ничего подобного заслугам за изучение Торы: «Стояли наши ноги во вратах твоих, Иерусалим» (Теилим 122:2) — кто помог нашим ногам выстоять на войне? «Врата Иерусалима» — занятие Торой (Макот 10 а).

Чем больше будут заниматься Торой, тем легче будет одержать победу над врагом. Самой значительной и самой легкой была победа царя Хизкии над войском Санхерива. Оно насчитывало около двух с половиной миллионов солдат (Санедрин 95 б) и взяло Иерусалим в осаду. Ночью все они погибли: «Сказал Хизкия: У меня нет сил ни убивать, ни преследовать, ни даже произнести песнь. Я буду спать в кровати, а Ты сражайся за нас. Ответил ему Святой, благословен Он: Так Я и сделаю — ты спи в кровати, а Я буду воевать за тебя, как сказано (Млахим II, 19:35): “И было в ту ночь, вышел ангел Б-жий и поразил ассирийский стан. Утром проснулись, а всюду мертвые тела”» (Мидраш Теилим 79). Чем же он удостоился этого? Он вонзил меч у входа в дом учения и сказал: «Каждый, кто не изучает Тору, будет пронзен этим мечом». Проверили всех от Дана до Беер-Шевы и не нашли ни одного невежественного человека; от Гевета до Антипраса — и не нашли мальчика или девочку, мужчину или женщину, которые не знали бы законов чистого и нечистого.

Однако, — закончил я, — поскольку мы нуждаемся во «Вратах Иерусалима», чтобы занимались Торой, дабы ноги наши устояли на войне, Тора не является монополией левитов или учеников ешив: «Тору заповедал нам Моше, наследие общины Яакова» — она унаследована всем народом Израиля. Каждый еврей, кто изучает Тору, каждый, кто участвует в уроке по ней, — помимо неисчислимых заслуг, которые прибавляются ему (а каждое слово в Торе равносильно всем 613 заповедям — Иерушалми, трактат Пэа) — он добавляет заслуг всему Израилю в целом, создает защиту «обитателям Циона» и каждому еврею, где бы он ни был.

На этом мы объявляем открытие нового недельного урока. Кто будет участвовать в нем?

Было поднято море рук, включая и того человека. «Кто подобен народу Твоему, Израилю?» (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше