Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дошкольники
Добрый день!
Скажите, пожалуйста, когда мы разбираем с ребенком (4 года) какой-то его плохой поступок, говорим, что так было нехорошо или что цадиким (праведники) так не делают, мы говорим ему также, что когда хорошие мальчики йеудим (евреи) так делают, Ашем очень расстраивается. На него это сильно действует. Нужно ли говорить фразы типа: «Ты так сделал, и мама очень расстроилась». Или это неправильная фраза (что, вроде бы, нужно хорошо себя вести для мамы, чтобы не расстраивалась)?
N.
Уважаемая N.!
Сама идея того, что Вы говорите ребёнку, — абсолютно правильная: и Всевышний расстраивается, и мама расстраивается. (Но не стоит каждую мелочь, которую маленький ребёнок сделал, превращать в повод для расстроенных чувств Всевышнего, и формулировки такого рода, даже в положительной форме, стоит придержать для серьёзных нарушений дисциплины, например, ребёнок замахивался на маму, кричал ей некрасивые слова и т.д.).
Но давайте будем разговаривать с ребёнком в положительной форме. Из Торы мы учим, как важно говорить вещи в положительной форме. Тора говорит нам (Бэрейшит 7, 8): беэма ашер эйнэна тэора («…(из) скота, который не является чистым») вместо беэма тмеа («из скверного скота»). Поэтому давайте будем говорить ребёнку, как Всевышний радуется, когда ребёнок ведёт себя хорошо. И если он совершил плохой поступок, то давайте скажем, что мы будем очень рады, если в следующий раз он сделает что-то хорошее. Например, ребёнок вёл себя неосторожно и разбил что-то. Скажем ему: «Мама будет очень рада, если в следующий раз ты будешь осторожнее». Из этого он сам поймёт, что был неосторожен, а мы не будем вызывать у него угрызения совести. Любое наше положительное высказывание всегда заставляет нас самих успокоиться — чтобы хорошо сформулировать — и остаётся в памяти у ребёнка, как поощрение к хорошему поведению, а не как попрёк.
Конечно, никто из нас не ангел, и с каждой мамой, даже самой лучшей, бывает, что она срывается и резко отчитывает ребёнка, но чем он меньше, тем важнее как можно скорее показать, как мы его любим, несмотря на плохой поступок.
Желаю удачи, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»