Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И сказали мудрецы: «Кто дарит много просящему дара, — щедр наполовину, а полностью щедр дающий постоянно, много или мало, прежде, чем попросят».»Орхот цадиким. Щедрость
Тема

Генеалогия

Еврейская генеалогия — это родословная, история рода, которой иудаизм придает важное значение.

Оглавление

Значение родословной в иудаизме [↑]

Под термином генеалогия обыкновенно подразумевается перечень в последовательном порядке предков и их потомков. В Хумаше для обозначения понятия генеалогия употреблялось слово толдот (от корня ילד — родить), которое мы переводим как «порождения», происхождение».

В Танахе приведены следующие генеалогические таблицы: потомки Адама; потомки Ноаха; потомки Шема и родословная Авраама; родословная Ривки; потомки Авраама: отдельно — от его жены Кетуры, отдельно — по линии Ишмаэля и отдельно — от Ицхака и Эсава-Эдома; родословная потомков Якова; родословная Моше; потомки Аарона; общая родословная колен; родословный список левитских семейств; родословная Эзры; а также частичная генеалогия потомков Йеуды и Биньямина.

Родословная должна быть чистой, семя безупречным, чтобы Тора передавалась от родителей к детям и укоренялась в каждом следующем поколении. Наибольшей святостью в иудаизме обладает еврейская семья, освященная еврейской свадьбой, и выбирая жену или мужа, смотрят не только на личные качества, но также и на происхождение того, с кем собираются породниться. У религиозных от рождения евреев есть четкое и ясное представление, от кого они произошли, о своих предках — несмотря на страшные беды, которым подвергался еврейский народ на протяжении веков.

Есть довольно большое количество семей, у которых есть генеалогические списки (мегилот юхасим), уходящие в историю до царя Давида или до Аарона.

В хасидизме считается, что, если человек происходит от великих праведников (цадиков), его душа обладает большей святостью, большей чистотой. Многие хасиды имеют сведения о своем происхождении от цадиков и адморов, которые, в свою очередь, произошли от Бааль Шем Това и других прародителей хасидизма. В литовской традиции многие великие раввины являются «ветвями дерева», корни которого ведут к Раши, к Виленскому Гаону, и такой ихус (родословный статус) очень ценится.

Особое значение имеют родословные потомков царя Давида из колена Йеуда, так как, по еврейской Традиции, именно от них придет Машиах, которого мы с нетерпением ждем.

Согласно Мидрашу Бамидбар Раба, XIII, колена Реувена, Шимона и Леви сохранили во время пребывания евреев в Египте свой «ихус» (генеалогию) для того, чтобы быть в состоянии доказать чистоту и законность своего происхождения. Браки признавались недействительными, если открывался какой-нибудь обман относительно «ихуса», даже если действительное положение было выше того, которое предполагалось (Кидушин, 49а).

Устная Тора обсуждает правомерность браков между разными категориями людей, как, например, халалы — сыновья коэна, родившиеся от женщин, не пригодных в жены коэну (от вдовы, вышедшей замуж за первосвященника, или от разведенной, вышедшей замуж за простого коэна), геры и вольноотпущенники (рабы, отпущенные на свободу), мамзеры (родившиеся от запрещенных Торой половых связей, по отношению к которым посвящение в жены не имеет силы), натины (потомки гивъонитов, прошедших гиюр при Йеошуа Бин-Нуне), не знающие своего отца (штуки) и найденыши, не знающие ни своего отца, ни своей матери.

Возвращение из Вавилона и родословный статус [↑]

Перед исходом из изгнания духовный руководитель Израиля Эзра выяснил происхождение и родословный статус всех еврейских семей, живущих в Вавилоне и Персии, и выявил тех, у кого были «изъяны» в родословной (халалей, мамзеров, найденышей и проч.). Он увел всех обладателей «изъянов» с собой, чтобы они не перемешались в изгнании с другими евреями. Ведь вместе с Эзрой в Землю Израиля возвращалось большинство выдающихся знатоков Торы, и в Персии не оставалось авторитетного раввинского суда, который мог бы взять на себя контроль над чистотой еврейских родов (Кидушин 69б, Раши).

Перед самым отправлением в путь Эзра разбил лагерь и пересчитал всех своих спутников — полторы тысячи человек — по их семействам. «И собрал я их к реке, — вспоминал Эзра, — …и стояли мы там три дня, и приглядывался я к народу и к коэнам, и не нашел я там никого из левитов» (Эзра 8:15). Комментаторы поясняют, что в стане Эзры, безусловно, были левиты, но только глубокие старики, когда-то изгнанные из Святой Земли, и он «не нашел там никого из левитов», кто бы мог играть на музыкальных инструментах при принесении храмовых жертв. И даже петь в Храме они уже не могли из-за глубокой старости, ведь самый младший из них был гораздо старше семидесяти лет (Раши и Маарша, Кидушин 69б).

Эзра не хотел покидать Вавилонию раньше, чем в точности не установит генеалогических отношений нового Израиля и не очистит его от всяких низких примесей, как хорошо просеянную первосортную муку (Кидушин, 69б). Свое собственное родословное дерево он также подверг тщательной проверке. Книги Хроник, а также Эзры и Нехемии рассматривались мудрецами Талмуда как «генеалогические свитки» (Бава Батра, 15а; Псахим, 62б).

Чистота происхождения коэнов [↑]

В Талмуде говорится, что изгнание и последующие бедствия едва ли могли способствовать сохранению чистоты расы и рода: еще пока стоял Первый Храм, десять колен Израиля были угнаны ассирийским правителем Санхеривом и исчезли, потом — вавилонский плен, потом — Эдомское изгнание … Большинство современных евреев не знает, откуда происходит их род, ведь знать это можно только по преданию от родителей и предков — и скорее всего, все, кто не принадлежит к колену Леви, происходят из колен Йеуды или Биньямина.

Лишь потомки Леви сохранили точное знание о том, к какому колену они относятся. Поскольку служба в Храме — исключительная прерогатива коэнов, очевидно, что принадлежность к коэнству, особенно генеалогически доказанное, — особенно важно для священнослужителей. Интересно, что последние генетические исследования доказали точность еврейской Традиции. Анализ ДНК выявляет, что потомки коэнов имеют одинаковые гены и действительно происходят от одного прародителя.

Коэнство устанавливается только по семейной информации, передаваемой веками из поколения к поколению. К генеалогии коэнов всегда относились очень добросовестно, и, если оказывалось нужным, эти генеалогии подвергались тщательной проверке. Их родословные записи были, по-видимому, вверены особому чиновнику, и в Талмуде упоминается учрежденная в Иерусалиме палата исследования генеалогии священников и левитов (Кидушин, 76б). Это подтверждает и Иосиф Флавий.

Священник был обязан убедиться в чистоте происхождения девушки даже из священнического рода, на которой хотел жениться, и расследование должно было доходить до ее прапрабабки со стороны отца и матери; если он женился на дочери левита или израильтянина, исследование ее родословной должно было распространяться еще на одно поколение выше.

Предполагают, что в царствование Ирода были уничтожены хранившиеся в Храме родословные записи. Гибель генеалогий оплакивалась, как бедствие; Талмуд в особенности подчеркивает то, что с их гибелью сделалось затруднительным понимание книги Хроник (Вавилон. Талмуд, Псахим, 62б).

Мы и наша родословная [↑]

В последние десятилетия среди евреев наблюдается всплеск интереса к еврейской генеалогии. Открываются огромные сайты еврейской генеалогии, начали работать многие частные генеалогисты, составляющие древа жизни для желающих, открыли свои закрома многие архивы, в том числе — в бывшем СССР. Для подтверждения еврейства все чаще и чаще пользуются генеалогическими изысканиями.

Происхождение — обязывает. Рассказывают от имени рава Деслера, что человек, у которого есть прекрасная родословная, — обладает «множеством нулей», и его задача — «поставить единицу» перед этими нулями. Если он ее не поставит — так и останутся одни нули. Каждый из нас должен воплотить заложенный в нем потенциал и не просто копировать и имитировать тех, кто достоин подражания (как Лот, копирующий Авраама), но развивать все то, что мы получили от наших предков, как это делали наши праотцы.

Выводить материалы