Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Как это не удивительно, несмотря на страшные беды, обрушившиеся на еврейский народ, многие семьи сохранили свои родословные. В частности, есть довольно большое количество семей, у которых есть генеалогические списки (мегилот юхасим), которые уходят в историю до царя Давида или до Аарона.

Генеалогия в Торе

 

 

Под термином генеалогия обыкновенно подразумевается перечень в последовательном порядке предков и их потомков. В древнейших частях Библии для обозначения понятия генеалогия употреблялось слово «толедот», תולדות (от ילד – родить). Позднее генеалогия стала обозначаться словом יחש . Наконец, в еврейском, как и в арамейском языке, стал применяться термин יחס , не только для выражения понятия генеалогия, но и для обозначения знатного происхождения вообще. В Библии приведены следующие генеалогические таблицы (в порядке канона):

 

 

1) Потомки Адама в числе десяти поколений (Быт., 4, 1-24 с историческими глоссами; 5, 1-32 с хронологическими данными);

 

 

2) Потомки Ноаха, делящиеся на семитов, хамитов и яфетидов (Быт., 10, 1-31, так называемая «Таблица народов»);

 

 

3) Семиты (потомки Шема) в числе 10 поколений (Быт., 11, 10-26) и родословная Авраама;

 

 

4) родословная Ривки (Ребекки) и боковой линии, происшедшей от ее отца Нахора и его наложницы – Реумы (Быт., 22,20-24);

 

 

5) Потомки Авраама – от жены Авраама Кетуры (Там же, 25, 1-4);

 

 

6) Потомки Авраама по линии Ишмаэля (Исмаила) (ibid., 25, 12-16; так называемые исмаэлиты);

 

 

7) Потомки Авраама от Ицхака и Эсава-Эдома (Быт., 36, 1-43);

 

 

8) родословная потомков Якова-Израиля – «семьдесят душ» (Быт., 35, 23-27; 46, 8-28);

 

 

9) родословная Моше (Моисея) (Исх., 6,14-25);

 

 

10) Потомки Аарона (Числа, 3, 2);

 

 

11) Левиты (Числа, 3, 17-35);

 

 

12) общая родословная колен (Там же, 26, 5-51);

 

 

13) родословный список левитских семейств (ibid., 57-61);

 

 

14) родословная самого Эзры (Эзр., 7, 1-6);

 

 

15) родословный (отчасти) список священников, левитов и израильтян, женившихся на чужеземках (Там же, 10, 18-44);

 

 

16) частичная генеалогия потомков Иуды и Биньямина (Нехемия, 11, 4 и сл.);

 

 

 

 

Генеалогия в Талмуде.

 

 

Эзра, как говорит Талмуд, придавал большое значение генеалогиям. Он не хотел покидать Вавилонию раньше, чем в точности не установит генеалогических отношений нового Израиля и не очистит его от всяких низких примесей, как хорошо просеянную первосортную муку (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 69б). Свое собственное родословное дерево он также подверг тщательной проверке (Вавилон. Талмуд, Бава Батра, 15а). Книги Хроник, а также Эзры и Нехемии, действительно, рассматривались , как ספר היוחסים , как מגילות כתבי היחס («генеалогические свитки») (Вавилон. Талмуд, Бава Батра, 15а; Псахим, 62б). Тем не менее Талмуд признает факт, что изгнание и последующие бедствия едва ли могли способствовать сохранению чистоты расы и рода (см. спор между р. Иошуа и р. Гамлиэлем: Иерусалим. Талмуд, Кидушин, 1 V , 1).

Но для коэнов (священников) чистота происхождения была необходима. К их генеалогии относились поэтому очень добросовестно, и, если оказывалось нужным, эти генеалогии подвергались тщательной провеке. Их родословные записи были, по-видимому, вверены особому чиновнику, и в Талмуде упоминается учрежденная в Иерусалиме палата исследования г енеалогии священников и левитов (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 76б). Свидетельство Иосифа Флавия подтверждает тот факт, что действительно велись родословные записи священников ( Josephus , Contra Ap ., I , 7; Vita , 1). Священник был обязан убедиться в чистоте происхождения девушки даже из священнического рода, на которой хотели жениться, и расследование должно было доходить до ее прапрабабки со стороны отца и матери; в случае, если он женился на дочери левита или израильтянина, исследование ее родословной должно было распространяться еще на одно поколение выше (Иерусалим. Талмуд, Кидушин, IV , 4). Допускались, однако, исключения, если репутация или общественная служба отца делали это достойным доверия (Иерусалим. Талмуд, Кидушин,, IV , 5).

Само деление Израиля на «дома» (роды) предполагает существование подлинных г енеалогий. Такие деления упоминаются в связи с доставкой дров (Иерусалим. Талмуд, Таанит, IV , 5: «дом Арака, Иудино колено», ср. Эзра, П, 5; Нехемия, 7, 10: «дом Давида, Иудино колено»; ср. Эзра, 8; иногда встречаются также «люди неизвестного происхождения»). Упоминается также о родословном дереве Гилеля (Иерусалим. Талмуд, Таанит, IV , 68а). Бен-Азай равным образом говорит о מגילת יוחסין («родословная запись»; Вавилон. Талмуд, Евамот, 49б).

Предполагают, что в царствование Ирода были уничтожены хранившиеся в Храме родословные записи. Гибель г енеалогий оплакивалась, как бедствие; Талмуд в особенности подчеркивает то, что с их гибелью сделалось затруднительным понимание книги Хроник (Вавилон. Талмуд, Псахим, 62б).

Агада говорит, что существовашим комментарием к книге 1 Хрон., 8, 37-9,44, можно было нагрузить 400 верблюдов ( ib ., 62б).

Было постановление, требующее осторожности в преподавании генеалогии и ограничивающее часы этого преподавания. Есть известное изречение, гласящее, что «мамзер» (незаконнорожденный), сведущий в законе, выше, чем первосвященник – невежда («коэн гадоль ам га-арец»). И в действительности, священническое настойчивое требование чистоты происхождения находило себе полный противовес в требовании знания Торы, которое, благодаря мудрецам, противостоящим саддукейству (представителям высокого происхождения), успело создать новую аристократию, аристократию духа, вместо старой (саддукейской) аристократии крови. В некоторых рассказах сохранились воспоминания о борьбе за признание того или другого признака превосходства; в этой борьбе участвовали как ученый, так и неученый, по крайней мере в первые века после разрушения Храма (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 70а, 71аб).

Согласно Мидрашу Бамидбар Раба, XIII , колена Реувена, Шимена и Леви сохранили во время пребывания евреев в Египте свой «ихус» (генеалогию) для того, чтобы быть в состоянии доказать чистоту и законность своего происхождения. Евреи, как и другие народы, придавали большое значение «ихусу» (Вавилон. Талмуд, Евамот, 62а; Иерусалим. Талмуд, Евамот, П, 4а). Браки признавались недействительными, если открывался какой-нибудь обман относительно «ихуса», хотя бы действительное положение было выше того, которое предполагалось (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 49а).

Отвращение к ссорам и, вследствие этого, готовность смолчать и не отвечать на брань, дает право предположить благородное происхождение человека (Вавилон. Талмуд, Кидушин, 71б). В Берешит Раба, LXXXII говорится о שלשלת יוחסין («цепь генеалогии», то есть родословное дерево), и понятие יוחסין перешло в еврейскую литературу для обозначения исторических летописей.

 

 

Генеалогия и современное еврейство.

 

Как это не удивительно, несмотря на страшные беды, обрушившиеся на еврейский народ, многие семьи сохранили свои родословные. В частности, есть довольно большое количество семей, у которых есть генеалогические списки (мегилот юхасим), которые уходят в историю до царя Давида или до Аарона.

 

Как известно, существует очень обширная литература на тему еврейской генеалогии, а также огромные порталы и сайты в Интернете, посвященные этой теме.


Нравится!
Поделиться ссылкой:

Тема дня

Иерусалим

Почему именно в Иерусалиме был построен Храм и какие критерии Всевышнего были при выборе именно этого города?
Читать дальше

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Иерусалим и Берлин

Журнал «Мир Торы»

Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...

28 Ияра — День освобождения Иерусалима, спасение Израиля

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли