Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
«Контрасс»

Трудно себе представить и еще труднее изложить, какова может быть личность Машиаха. Избранник Б-га, он, наверное, будет наделен пророческим даром, хотя в своем «Послании к Йемену» Рамбам уточняет, что с этой точки зрения никто не сможет сравниться с Моше.

Его наделяют разными именами (Санэдрин, 98б): Шило, Йинон, Ханина, Менахем, сын Хизкия, Хивра, Рабейну А-Кадош (рабби Иегуда А-Насси), Даниэль… Рав Н.Х. Левин в своем труде «Коль Демама Дака» (Петергоф, 5665/1905) перечисляет сто имен! Конечно, они указывают на богатство личности, которая должна будет суметь, подобно Моше, понять и завоевать все сердца и привести их к служению истинному Б-гу и, подобно своему предку Давиду, станет инструментом исполнения воли Творца в этом мире.

Впрочем, все в том же «Послании к Йемену», Рамбам предостерегает от постоянного искушения увидеть, наконец, воплощение мессианских надежд, рискуя даже допустить единичные «отклонения» от идеала. Отвергая идеи, выдвинутые приверженцами лжемошиаха в Йемене, он удивляется: «Меня особенно поражают те, кто оказывает ему доверие. Они демонстрируют этим слабость духа, а также незнание роли и уровня Машиаха…Ты говоришь, что речь идет о тихом человеке, наделенном некоторым умом: ты воображаешь, что этих скромных качеств достаточно, чтобы сделать из него Машиаха. (…)»

Однако высоким уровнем своего пророчества он превзойдет всех пророков, за исключением Моше. К тому же Б-г наделит его качеством, которого не получил даже Моше, так как о нем сказано (Йешая, 11;3): «И он почувствует сущность вещей из своей боязни Г-спода, и у него не будет надобности судить, исходя из того, что смогут увидеть его глаза, или решать, исходя из того, что услышат его уши». Последнее, как говорит Рамбам, следует понимать буквально, и это означает, что Машиах будет обладать способностью восприятия и понимания мира, превосходящей естественные пути познания.

Раскрытие Машиаха

В «Хатам Софер» (Тешувот, 6 часть, респонс 98) написано: «Моше достиг почтенного возраста 80 лет, не подозревая, что он будет избавителем. И даже когда Б-г объявил ему, что посылает его к фараону, Моше отказался взять на себя подобную миссию. Так будет и с последним спасителем. Как только разрушили Храм, родился человек, который мог быть Машиахом по причине своей большой значимости; и если бы время для этого пришло, Б-г открылся бы ему, доверил бы ему эту роль и вдохнул бы в него мессианский дух, пребывающий и бережно хранимый до подходящего момента на небесах. Именно это случилось и с Шаулем: когда он был помазан в него вселились царственная душа и просветленный дух, о которых он раньше не знал. Так было с первым спасителем, так будет и с последним: этот цадик сам не будет знать о заложенном в нем потенциале. И, из-за наших крупных ошибок, множество людей уже умерло без того чтобы мы заслужили, что в них признают дух Машиаха: даже если они поднимались до этого уровня, у их поколения не было такой заслуги. Но когда это время настанет, Б-г откроется ему, как он это сделал для Моше на горе Синай, и он пошлет его еврейскому народу или какому-нибудь царю, подобно тому как Моше предстал перед фараоном и попросил его отпустить народ Израиля».

Где он появится

В своем «Послании к Йемену» (стр.32) Рамбам однозначно утверждает, что Машиах прежде всего откроется в Эрец Исраэль: «Как говорится в стихе (“Малахи”, 3;1): “Вот я пошлю своего представителя, чтобы он очистил предо мной путь. Неожиданно он вернется в свое святилище, тот, чьего прихода вы ожидаете, посланник единения, к которому вы взываете: вот он идет, тот, кого называют Вечным Цваот”.»

Впрочем, трудно вообразить, что всё будет иначе, ибо среди прочих задач Машиах должен будет восстановить царство Давида, отстроить Храм и собрать изгнанников…

Осёл

Одна из деталей, о которой мы предупреждены пророческим путем, это осел Машиаха. «Бедный и верхом на осле», — говорит стих (Захария, 9;9). Об этом животном писано много. Некоторые авторы, такие как Маараль из Праги, опираясь на этимологию и связь между словами «хамор» (осел) и «хомер» (материя) видят в этом намек на господство над материальным миром и возвышение над материализмом. Однако сам Маараль уточняет, что стих должен также исполниться и в буквальном смысле. А значит Машиах появится верхом на осле («Нецах Исраэль», 40).

Пророк Элияу

Другая деталь, связанная с приходом Машиаха: возвращение пророка Элияу, который возвестит о скором приходе посланника Творца. В этом состоит формальное обещание заключительного стиха последнего из пророков Малахи: «Вот, я посылаю вам пророка Элияу перед божественным днем, великим и страшным…»

Но, по более глубокому рассмотрению, говорит Малахи («Нецах Исраэль», 53), Элияу является составной частью мессианского освобождения. И тогда необходимо сделать сравнение между освобождением из Египта и окончательным освобождением, которое произойдет по его подобию. Аарон, о котором сказано: «…любит мир и стремится к нему; любит людей и приближает их к Торе» («Пиркей авот», 1, 12), устанавливал согласие и гармонию между евреями. Но этого было недостаточно, чтобы сделать из них единый народ. Эта роль была возложена на Моше, главенствующая функция которого давала ему власть для того, чтобы придать форму этому народу. Так будет и во время мессианского освобождения: Элияу подготовит сердца («…он приведет сердца отцов к их сыновьям, а сердца сыновей к их отцам»), но объединение народа Израиля может быть только делом Машиаха. Однако, как и любой пророк, Элияу должен будет предстать перед Санэдрином, чтобы засвидетельствовать свою миссию («Эрувин», 43б). Нужно ещё, чтоб и Санэдрин действовал! Маарит Хают предлагает усмотреть тут доказательство в пользу Рамбама и других обладающих правом принятия решения людей, которым смиха (рукоположение) может быть дана даже до прихода Машиаха, что позволит воссоздать Санэдрин. Рав Хаим Виталь, который также допускает возможность явки Элиягу в Санэдрин, уточняет, что это произойдет в Тверии, ибо она, без сомнения, была местом последнего «изгнания» этого великого собрания во втором веке нашей эры. И, как сказано в трактате «Рош А-шана» (31б), именно в этом городе Санэдрин будет созван для возобновления своей работы (Ницуцей Орот, Ваякель, 220а).

В связи с этим можно предположить, что сам Элияу будет именно тем, кто позволит возродить Санэдрин.

Предмессианский период

Наши мудрецы сравнивают приход Машиаха с муками беременности, последний этап которой, непосредственно предшествующий освобождению, отмечен родовыми муками. Они также называют этот период «Иквета де Мешиха» — «следы Машиаха». Это загадочное выражение указывает на появление первых признаков неизбежности освобождения и поэтому внушает особую надежду.

О нем говорится в последней мишне трактата «Сота» (49б): «В эпоху “следов Машиаха” увеличивается дерзость, растет дороговизна, виноградник приносит свои плоды, но вино дорогое, власть впадает в ересь и не является примером, дом собрания становится местом проституирования, Галилея будет разрушена и Голаны превращены в пустыню. Те, кто живет вблизи границ, будут кочевать из города в город, не находя отдыха. Мудрость книжников будет источать зловоние. Те, кто боится греха, будут в раскаянии, и истина погибнет. Молодые люди будут оскорблять стариков, и те должны будут подняться против детей. Сын оскорбит своего отца, дочь восстанет против матери, а невестка против свекрови. Враги будут у человека в его собственном доме. Лицо поколения будет подобно морде собаки, сын больше не будет стыдиться своего отца, и на что мы сможем опереться? На нашего небесного Отца».

Этот поразительный текст, каждое слово которого должно быть проанализировано, похоже, достаточно выразителен сам по себе. Просто отметим, что согласно некоторым комментариям нужно также понимать последнюю фразу как указание на одну из странностей поколения эпохи «следов Машиаха». В то время как нужно бы собраться и возвыситься морально и духовно, евреи впадают в некий фатализм: «Пусть нам будет в помощь небо…!» (Объяснение, принадлежащее раву Хаиму из Воложина).

Другие комментарии предлагают другую перспективу: иквета — это, конечно, предвещающее следы, но в позитивном смысле. Так как слово происходит от корня «пята» (экев), то есть то, что поддерживает весь каркас тела. В то время как испытания изгнания завершают последние необходимые «исправления», мессианское сооружение сможет, наконец, встать на ноги. И всякая, даже негативная, вещь может иметь свою пользу. Есть дерзость? Безусловно, но понадобится, по меньшей мере, немного дерзости, чтобы, например, дети смогли показать своим родителям пути, на которых те могли заблудиться.

И бесполезно уточнять, что с конца прошлого века все авторитетные раввины (во главе с Хофец Хаимом) утверждали, что наше время, когда видно проявление всех предвещающих знаков, конечно является временем родовых мук Машиаха.

из журнала «Мир Торы», Москва


Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Читать дальше