Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все любящие чисто разумное должны всегда проникаться учением наших мудрецов»Рашбам на Берейшит 37, 2
По материалам газеты «Исток»

Начиная с этой главы и до конца книги Берешит, центр повествования Торы перемещается с описания частных биографий зачинателей нашего народа к рассказу о семье в целом, — первой еврейской разветвленной семье, со всеми ее сложными внутренними отношениями, связями с внешним миром, бедами и пр. Идет рассказ о двенадцати сыновьях Яакова-Исраэля. Тема, знакомая и вполне разработанная литературой: Йосеф и его братья. Сначала Йосеф, а на его фоне — братья, родоначальники будущих колен.

В первых же словах сообщается о трагическом расколе, в результате которого братья отдалились от Йосефа, потому что: «увидели его братья, что отец любит его больше их» (37:4). Дважды, в двух предложениях подряд, говорит Тора о любви Яакова к первенцу покойной, горячо любимой им Рахели — чтобы показать, что братьям не привиделась эта любовь отца; нет, он на самом деле любил Йосефа больше всех. И в этом таился корень будущих страшных событий.

Маленькое замечание: не надо забывать, что уровень семьи Яакова слишком высок, чтобы мы могли осуждать кого-нибудь из них. Здесь не место говорить о том конфликте подробно. Но учиться надо на всем, а особенно — на деяниях наших праотцев.

Итак, братья невзлюбили Йосефа и продали его проходящему каравану ишмаэлитов, в результате чего Йосеф оказался в Египте. Беспричинным их поступок назвать нельзя. А больше всего их расстраивало особое расположение к Йосефу со стороны отца.

Было в отцовской любви, кроме того что Яаков перенес на Йосефа чувство, которое он испытывал к его матери, было в ней и некое объективное обоснование. Мудрецы указывают, что в Йосефе отца привлекала особая мудрость, качество, которое, по его мнению, могло позволить тому продолжить линию, идущую от Авраама и Ицхака. Другими словами, Яаков готовил мудрого Йосефа к особой роли — к роли руководителя народа, несущего Тору. Так полагал Яаков. И ошибся. Не в предвидении будущего места Йосефа в еврейской истории ошибся отец, а в простой житейской правде: нельзя выделять одного за счет других, добром это не кончится. Мудрецы сказали в трактате Шабат (10б): «Не выделяй сына перед остальными (сыновьями), ибо из-за одной рубашки (подаренной Яаковом Йосефу) невзлюбили его братья и произошло все, что произошло, — наши отцы оказались в Египте».

Отсюда практическое правило: воспитывай детей, никого не выделяя ни по красоте, ни по уму, ни по их почтительности к тебе; относись к ним, сдерживая свои чувства, пусть они не испытывают ревности друг к другу. Иначе может случиться то, что случилось в семье Яакова…

Перечень событий, приведенных в главе. Яаков дарит Йосефу особую рубашку. Тот пересказывает сны, в которых выступает царем над всей семьей. Братья продают его проходящим купцам. Эпизод с Йеудой, четвертым сыном Леи: лишившись двух сыновей, он, в результате некоторых событий, женится на невестке-вдове, Тамар. Йосеф в доме Потифара, египетского вельможи. Страсть к нему жены Потифара. Йосеф в тюрьме. Сны, которые он растолковывает двум попавшим в тюрьму сановникам фараона.

Возвращаемся к первой фразе главы: «И поселился Яаков в земле, где проживал его отец…» Поселился, чтобы жить в спокойствии и мире. Мидраш замечает: просил у Всевышнего, чтобы дал ему спокойствие, но попал в пучину горя из-за Йосефа. Праведники просят: дай нам прожить в покое; Всевышний отвечает: мало того что вам, праведникам, уготована доля в мире грядущем, вы хотите еще спокойной жизни в этом мире?!

Действительно, вся биография Яакова — сплошные неприятности, проблемы, горести и слезы. Как внутри семьи, так и в отношениях с окружением. Намек на состояние, в котором прожил свою жизнь Яаков, наши мудрецы находят в восклицании пророка Йова (3:4): «Не было у меня (душевного) равновесия, не было покоя, не было отдыха, а был лишь трепет». Так мог сказать Яаков-авину: «не было равновесия» — из-за Эсава; «не было покоя» — из-за Лавана; «не было отдыха» — по поводу Дины (см. предыдущий раздел Ваишлах, гл.34); «был трепет (души)» — по поводу Йосефа.

У праведников не бывает спокойствия. Даже у Авраама и Ицхака. Просто Авраам никогда не жаловался на испытания, которым его подвергал Всевышний, а Ицхак невзгод вообще не замечал…

Закончим, как часто делаем, занимательным эпизодом из жизни знаменитых раввинов. Написано «И поселился Яаков в Стране». Предыдущая глава кончается на рассказе о старейшинах и царях Эсава, правивших землей Сеир. Несмотря на опасность такого соседства, Яаков плотно селится на земле, «поселяется». Здесь виден намек на известное правило: при появлении опасности — не беги сломя голову, а спокойно садись. Например, так надо поступать, когда налетит стая злых собак… Рассказывают, что однажды раби Меир Лейбуш (Амальбим) присутствовал в большом собрании в городе Кенингсберге и там стал объектом насмешек одного повесы, бывшего ученика ешивы, оставившего Тору. Зная, что его слышат многие, тот развязным тоном спросил учителя: «Известно, что когда входит рав, надо вставать. В то же время, когда прибегают собаки, надо сесть. Что велит делать Тора, когда одновременно появляются и рав, и собаки?» На этот издевательский вопрос знаменитый учитель моментально ответил: «В таких сложных случаях закон велит узнать, как принято поступать в том или ином городе. Давай пойдем по улице — я и ты — и посмотрим, что будут делать люди, — вставать или садиться?»


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше

Браха 1

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Какое благословение говорят на шоколад?

Браха Губерман

По-настоящему мудрый человек не будет настаивать на своем мнении, если на чаше весов лежит репутация других людей. История о том, как внук одного из величайших раввинов нашего поколения решил полакомиться шоколадом...

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение второе

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Не проще ли было сделать так, чтобы цветы росли без дождя, а человек рождался с запасом энергии на 120 лет? Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"