Однажды ребе Нафтали из Ропшиц(1) поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.
— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра , который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
— Бог дал тебе йецер ха-ра(2) в качестве наставника.
— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
— Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как прилежно делает свое дело йецерха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, исполняет миссию, возложенную на него Богом, — соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
— Что именно?
— Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей все совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит»(3). Всякий, раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждет йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки.
1.Ребе Нафтали Цви Горвиц родился в местечке Линек (Леско) Западной Галиции (Польша) в 1760 году.
2.Йецер ха-ра. — На человека действуют две природные силы: йецер ха-ра, то есть злые побуждения, и йецер ха-тов — добрые побуждения. Йецер ха-ра — не зло как таковое, но, скорее, склонность ко злу, если это побуждение не уравновешено йецер ха-тов. Поэтому Гиллель учит: «Если я не постою за себя, кто обо мне позаботится? А если я буду заботиться лишь о себе, какой от меня прок?» (Пиркей Авот 1:14). Более точный перевод названия этих побуждений: «эгоистическое побуждение» и «бескорыстное побуждение». Мудрецы учат, что без йецер ха-ра человек не смог бы построить дом, жениться и вырастить детей, ибо для всего этого необходимо ощущать свое «я» и желание реализовать себя (Брейшит Рабба 9:7). Эгоистическое побуждение становится «злом» только когда оно не уравновешено бескорыстным побуждением. Если человек руководствуется в своих действиях исключительно интересами эго, возникают предпосылки для зла: бизнес превращается в эксплуатацию, брак — в угнетение, секс — в насилие. Если же мы руководствуемся не только своими интересами, но и интересами других, йецер ха-ра входит в конструктивное русло. Тогда это побуждение ориентируется на добро, и его энергия привносится в благие деяния.
3. Бытие 4:7.
комментарий Рами Шапиро:
Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам приходится делать выбор, отдавая себе отчет, каким побуждением мы руководствуемся: йецер ха-ра — или йецер ха-тов? Или же нам удастся следовать и тому и другому? Мы следуем йецер ха-ра, когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем йецер ха-тов, учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли ты реализовать обе склонности, уравновесив побуждения эго и интересы окружающих? Сумеешь ли ты жить полнокровной жизнью и при этом сознавать, что мир, в котором ты живешь, свят?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»