Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

А что я сделал, я же только сказал? — возмущался русскоязычный подросток.

— Ты угрожал, что пошлешь своих друзей убить Алекса? — спросил полицейский.

— Но ведь я этого не сделал.

— Твои слова — это угроза насилия. Слова ведут к действиям, физическое насилие зачастую начинается с угроз.

— Но я и не имел в виду его убить.

— Когда человек угрожает убить кого-то, он чаще всего не имеет это в виду. Но потом ему не хочется выглядеть болтуном перед друзьями, и он может решиться нанести своему противнику легкий удар, силу которого не всегда рассчитаешь. Иногда человек грозит убить себя, не помышляя о самоубийстве, а желая лишь напугать своих близких, манипулируя ими. Он может надрезать себе вены, но, не рассчитав глубины надреза, истечь кровью до того как ему окажут помощь.

— Когда я гневаюсь, то теряю над собой контроль!

— Потеряв контроль, ты можешь совершить преступление. Но будет ли гнев оправданием убийства? Почему же ты оправдываешь гневом свои угрозы?

«Некоторые люди ошибочно думают, что не могут контролировать свой гнев и свою речь из-за характера, которым наделила их природа, — пишет рав Пам. — Это неправда, они могут, но не хотят! Есть действительно предрасположенные к гневу. Однако это не оправдывает их, а лишь обязывает прилагать больше усилий для самоконтроля и преодоления этого духовного недуга».

Рабби Авраам Иелен посвятил целую книгу «Эрех Апайим» — «Терпение» теме гнева. Автор признает, что сам обладал тяжелым характером, но, осознав тот ущерб, который наносит гнев, дал слово преодолеть эту проблему. «Когда человек узнает, что тяжело болен, он стремится найти лучших врачей и лучшие лекарства. Так почему бы не попытаться предпринять все усилия, чтобы излечиться от гнева? — спрашивал рав Иелен. — Для этого необходимо мобилизовать силу воли, научиться технике самоконтроля. Но разве это высокая цена для преодоления болезни, которая представляет собой смертельную опасность?»

Многие люди страдают из-за того, что не умеют контролировать себя. Гнев разрушает взаимоотношения между супругами, родными и близкими, друзьями и партнерами по бизнесу. Гнев ослепляет, лишает разума, приводя человека к преступлениям. Даже Моисей ошибался каждый раз, когда позволял себе гневаться, пишет рав Пам. Тора сообщает об этом не для того, чтобы критиковать Моисея, а чтобы предупредить нас об опасности гнева.

«И прогневался Моисей на военачальников…» (Бемидбар 31:14)

«Из-за того, что Моисей разгневался, он ошибся, — пишет Раши (Бемидбар 31:21). — Подобное этому находишь… когда сказано: “и разгневался он на Эльазара и Итамара” (Ваикра 10:16) — разгневался и ошибся (это касается козла — очистительной жертвы, которого Аарон отказался есть). И так же (в случае когда сказал) “слушайте, строптивые… И ударил по скале” (Бемидбар 20, 10-11), — из-за гнева он совершил ошибку (Пecaxuм 66)».

Перечисляя места, в которых останавливался еврейский народ во время странствий по Синайской пустыне, Тора упоминает, что евреи «расположились в Ритма» (Бемидбар 33:18). Ритма — это дроковое дерево, угли которого дают очень сильный жар, долго тлея под пеплом. Раши объясняет, что это место названо Ритма из-за злословия разведчиков, которые были посланы отсюда и возвратились сюда же. Царь Давид сравнивал злой язык с углями дрокового дерева: «Что даст тебе и что прибавит язык лжи? Остры стрелы богатыря с углями дроковыми» (Псалмы 120:3).

«Я только сказал, но ничего не сделал плохого», — оправдывается человек. Действительно, на первый взгляд, слова не кажутся обидными, так же, как и угли дрокового дерева, которые незаметно тлеют под пеплом. Однако тот, кто дотронется до них, ощутит их испепеляющий жар. Так же и слова могут сжечь и разрушить. Не случайно мудрецы увидели в злословии, «дурном языке» причину разрушения Второго Иерусалимского храма.

Всевышний сотворил мир словом и по образу и подобию Своему сотворил человека. Потому и человек, подобно Творцу, наделен огромной силой слова, способной творить и разрушать, давать и отнимать жизнь.

Поэтому даже справедливый гнев всегда неоправдан! Слово, исходящее из сердца, переполненного гневом и ненавистью, всегда несет в себе разрушение. Иногда люди оправдывают вспышки гнева тем, что именно в «этой ситуации» нужно было прогневаться.

Маймонид писал, что человек должен искать золотой середины во всех своих чертах характера, например, не быть слишком жадным или слишком расточительным, но, тем не менее, призывал совершенно избавляться от гнева.

Бывают же ситуации, в которых, казалось бы, нужно проявить гнев? Да, иногда можно лишь проявлять гнев, но никогда не гневаться в сердце!

Рабби Хаим Виталь писал, что его великий учитель Аризаль наставлял его никогда не гневаться, даже во имя возвышенных духовных целей, ибо «гнев всегда разрушает!» Аризаль призывал учителей не гневаться на своих учеников. Даже тогда, когда учитель гневается «во имя Небес», чтобы предостеречь ученика от греха, он все равно может нанести ему огромный ущерб. В этих ситуациях можно лишь внешне проявить гнев, сохраняя при этом спокойствие в своем сердце. Если же учитель взрывается от гнева, он теряет уважение своих учеников, говорил Аризаль.

Что же делать человеку, который чувствует, что может вот-вот разгневаться? Среди многочисленных советов отметим лишь следующие: можно глубоко вздохнуть, пойти погулять или прикусить язык!


В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего. Читать дальше

Йорцайт

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Скончался великий мудрец Торы раввин Овадья Йосеф

Толдот Йешурун

Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот.Ру скорбит со всем народом Израиля.

Изкор

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Несколько раз в году в синагогах читают молитву «Азкарат нешамот» (поминовение душ умерших). Те, у которого живы родители, во время произнесения этой молитвы выходят из зала. Кроме покойных родственников, кантор часто упоминает и шесть миллионов евреев, погибших в годы Катастрофы.

Кицур Шульхан Арух 169. Запрет наносить татуировку и царапать тело в знак скорби по мертвому

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух