Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого

Рош а-Шана 1. Двадцать девятое число месяца элул – эрев Рош Ашана – является последним днём года. Особое значение в этот день имеет "תשובה" – " тшува " – раскаяние и решение исправить свои пути и поступки. Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого и дать возможность завершить год в состоянии духовного возвышения и приближения к Всевышнему; оно также помогает подготовиться к Рош Ашана и "עשרת ימי תשובה" – " Асерет Ймей Тшува "

( " Десять Дней Раскаяния " ).

 

Стараются посвятить канун Нового года изучению Торы и исполнению мицвы " тшува " .

 

2. Утром этого дня произносят много – " слихот " – покаянных молитв.

Принято делать в этот день "התרת נדרים" –

" атарат недарим " – освобождаться от всех обетов, клятв и обещаний, которые человек принял на себя в течение прошедшего года, так как невыполнение их является нарушением закона Торы. Некоторые делают это в канун Йом Кипура (9-го тишрея). Текст " атарат недарим " приведён в сидурах.

 

3. В течение всего месяца элул, трубят в " шофар " – рог, чтобы напомнить евреям о наступающих Судных Днях и пробудить их к раскаянию. В день 29-го элула этого не делают, чтобы выделить мицву Торы трубить в рог в Рош Ашана и отличить ее от обычая трубить в рог в знак призыва к раскаянию в элуле.

 

В молитве " эрев Рош Ашана " не произносят таханун (но в " слихот " перед шахарит его говорят и в этот день).

 

 

Приготовления к празднику

 

 

4. В канун Нового года мы делаем все обычные приготовления к празднику, показывая этим, что уверены в милостивом суде над нами.

 

Принято совершить омовение в микве, чтобы прийти к Рош Ашана – Дню Суда – очищенными.

 

Есть обычай одевать в Рош Ашана белые одежды.

 

5. Заранее прикрепляют воском свечи к подсвечнику также и для второго вечера праздника.

 

Если Рош Ашана приходится на четверг и пятницу, то делают " эрув тавшилин " .

 

6. Дни Рош Ашана выпадают на первое и второе числа месяца тишрей. На них распространяются все касающиеся праздника запреты млахот.

 

 

 

Дни Суда

 

 

7. В Рош Ашана Всевышний судит все свои творения, определяя их судьбу на будущее. Поступки, разговоры и мысли каждого человека взвешиваются Творцом в эти дни: шёл ли он путём Торы, выполнял ли её заповеди и служил ли Создателю верой. В Рош Ашана весь мир предстаёт перед Судом Всевышнего, открывающего все тайные помыслы сердца.

 

" Тшува " – искреннее раскаяние и решимость исправить свои пути – искупает грехи и приближает человека к Творцу.

 

Молитвы Рош Ашана восславляют Создателя как Царя всего мира. Преисполнившись сознания величия Б-га, сотворившего мир и управляющего им ежесекундно, человек приближается к Всевышнему, укрепляется в своём раскаянии и этим облегчает свой приговор.

 

 

Молитвы

Молитва в Рош а-Шана

 

8. Молитвы Нового года продолжаются до полудня.

 

Основная тема шмоне эсре в эти дни – утверждение власти Б-га над миром.

 

9. После " хазарат ашац " читают Тору. При вынесении свитков произносят специальные молитвы, приведённые в сидурах и махзорах.

 

Читают отрывок "וה' פקד את שרה וכו" ( בראשית כ"א ).

 

На мафтир читают из другого свитка Торы о жертвоприношениях в Рош Ашана ( פרשת "פנחס" ). Во второй день Нового года читают "עקדת יצחק" ( בראשית כ"ב ) и о жертвоприношениях в этот праздник.

 

10. В молитве мусаф содержатся 3 особые благословения (помимо трёх первых и трёх последних): "מלכויות", "זכרונות" и "שופרות" .

 

В благословении "מלכויות" говорится о царстве Б-га над миром и о том, что его власть будет осознана всеми Его творениями, когда придёт Машиах ( משיח ). Эта браха заканчивается словами:

 

."ברוך אתה ד' מלך על כל הארץ מקדש ישראל ויום הזיכרון"

 

В благословении "זכרונות" говорится о том, что Б-г постоянно наблюдает за всеми Его созданиями и помнит все их деяния, - содержится молитва о том, чтобы, помня о заслуге жертвоприношения Ицхака ( עקדת יצחק ), Б-г простил нас.

 

Браха завершается словами: "ברוך אתה ד' זוכר הבריות" .

 

В благословении "שופרות" упоминается получение Торы на горе Синай и звук трубы, который раздался там, - и мы просим о том, чтобы Б-г удостоил нас услышать звук трубы, извещающий о полном избавлении. Браха завершается словами: "ברוך אתה ד' שומע קול תרועת עמו ישראל ברחמים" .

 

Благословение "שים שלום" в конце молитвы завершают в Эрец Исраэль, как обычно "המברך את עמו ישראל בשלום" , а не так, как написано в некоторых махзорах.

 

11. При повторении молитвы мусаф, прозносимом шлиах цибур вслух, читают молитву "ונתנה תקף" , которую написал рабби Амнон из Магенцы.

 

В восточных общинах эту молитву не произносят.

 

Существует обычай совершать коленопреклонение в середине молитвы мусаф, когда шлиах цибур доходит до слов "ואנחנו כורעים ומשתחוים" в

 

"עלינו לשבח" (в восточных общинах это не принято). При этом следует расстелить на полу полотенце или т. п., чтобы не касаться лицом непосредственно пола, так как челобитие на каменном полу запрещено.

 

12. Тора повелевает трубить в рог – шофар ( שופר ) в первый день года.

 

Есть в этой заповеди и доступное нам значение: " Пробудитесь, спящие; воспряньте, дремлющие: задумайтесь над своими поступками, раскайтесь в плохом, вспомните о своём Творце: те из вас, кто забывает истину в суете времени и пребывает все дни в пустых хлопотах, исправьте свои деяния и оставьте свои прегрешения " (Рамбам, "הלכות תשובה" , глава 3-я, закон 40).

 

13. Тот, кто трубит в рог, и все молящиеся вместе с ним произносят перед исполнением этой мицвы соответствующие молитвы, которые приведены в махзорах и сидурах.

 

Трубят в рог только днём.

 

14. Сам трубящий должен стоять ни на что не опираясь. Принято, чтобы и все молящиеся стояли.

 

15. Каждый из молящихся должен иметь в виду что, слушая звуки трубы, он исполняет мицву Торы.

 

Когда трубящий произносит благословение на эту мицву, все слушающие должны иметь в виду, что оно говорится также и для них и ответить " амен " после него. Затем следует внимательно вслушиваться в звуки трубы.

 

16. Нельзя разговаривать с момента начала благословения и до последнего звука трубы. Тот, кто разговаривал между брахой и мицвой, должен благословить повторно.

 

17. Во второй день Рош Ашана также трубят в рог.

 

Если первый день Нового года выпадает на субботу, трубить в рог нельзя, и сам рог является мукце. Второй день Рош Ашана никогда на субботу не выпадает.

 

 

Обычаи, соблюдаемые в новогоднюю трапезу

 

 

18. В Рош Ашана вечером принято подавать во время трапезы традиционные блюда, символизирующие благополучие в наступающем году.

 

Окунают яблоко в мёд и, отведав от него, произносят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שתגזור עלינו שנה טובה ומתוקה"

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы Ты ниспослал нам благополучный и сладкий год " .

 

Подают голову барана или рыбы и перед едой произносят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שנהיה לראש ולא לזנב" –

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы мы были во главе, а не в хвосте " .

 

Перед тем, как есть гранат, говорят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שירבו זכויותינו כרימון" –

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы наши заслуги перед Тобой умножились, как зёрна граната " .

 

19. Все эти традиционные символические блюда едят после того, как была сказана браха " амоци " на две халы.

 

Перед тем, как есть фрукты прозносят благословение "בורא פרי העץ" , при этом по возможности выбирают для брахи плод, принадлежащий к одному из " семи видов " , которыми славится земля Израиля. Благословляют только первый плод этой трапезы.

 

Принято обмакнуть хлеб в мёд (а не соль, как обычно) после брахи " амоци " .

 

20. Принято воздерживаться от сна в течение дня Нового года. По мнению АРИ – הארי" ז"ל допускается сон после полудня. Тот, кто не молился и не изучает Тору, а сидит в безделии, считается спящим.

 

 

"תשליך" - "Ташлих "

 

 

Ташлих 21. В первый день Нового года, после минхи, но перед заходом солнца, произносят молитву "Ташлих" . Если этот день приходится на субботу, то " Ташлих " читают во второй день праздника.

 

В этой молитве мы просим сбросить с нас все грехи. Слово " ташлих " – " сбрось " взято из текста самой молитвы:

 

"תשליך במצולות ים חטאתם" .

 

22. Эту молитву произносят в месте, откуда видны море, река или любой другой водоём.

 

Мидраш рассказывает, что когда наш праотец Авраам вёл своего сына Ицхака на заклание ( עקדת יצחק ), не его пути оказалась река, и он должен был пройти её, погрузившись в воду по шею, тогда он воззвал к Б-гу о спасении: "הושיעה כי באו מים עד נפש" . Совершая " Ташлих " у какого-либо водоёма, мы пробуждаем перед лицом Б-га воспоминания о жертвоприношении Ицхака, порученном Аврааму.

 

 

Зажигание свечей и благословение "שהחינו" вечером второго дня Нового года

 

23. Перед зажиганием свечей женщины благословляют "להדליק נר של יום טוב" и "שהחינו". В восточных общинах не принято произносить благословение "שהחינו" при зажжении свечей в праздник. Говоря кидуш, также произносят эту браху.

 

24. Принято, что женщина одевает новую одежду перед зажиганием свечей во второй день праздника; тот, кто произносит кидуш, также одевает новую одежду, или приготавливает плод, который ещё не ели в этот сезон, и благословение "שהחינו" относит также к новой одежде или к новому плоду. Делается это потому, что существует мнение, согласно которому не произносят эту браху во второй день Рош Ашана. Однако, даже если нет новой одежды или новых плодов, всё же говорят "שהחינו" .

 

25. Вечером второго дня зажигают свечи после появления звёзд, так как нельзя готовить с первого дня Рош Ашана на второй день. Зажигают их от уже горящего огня. Свечи приклеивают воском к подсвечникам заранее на оба дня, как уже было упомянуто выше.

 

 

Перевод: р. Р. Энтин


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.